ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЮМОРА КАК РЕГУЛЯТОРА СТРЕССА
Современные условия жизни и деятельности человека часто связаны с негативным воздействием на него экологических, социальных, профессиональных и других факторов. Усложнение информационной среды, нехватка времени, интенсивное общение с людьми, рост ответственности за принятые решения на фоне экономической нестабильности мира в целом приводят к повышению физических и эмоциональных нагрузок на человека, ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности, развитию психосоматических заболеваний или невротических расстройств. Это обуславливает интерес исследователей к изучению природы стресса, развитию и формированию стрессоустойчивости, способностей человека совладать с трудностями, предъявляющими повышенные требования к его адаптационным возможностям [1, 2 и др.]. При этом сфера изучения профессионального стресса наиболее востребована практикой, поскольку непосредственно связана с сохранностью трудоспособности и психического здоровья квалифицированной части населения [4]. Психологическое благополучие человека с точки зрения позитивной психологии - это не просто отсутствие у него психических или невротических нарушений, это возможность контролировать свою эмоциональную жизнь, акцентиру-ясь преимущественно на переживании позитивных эмоций, способность устанавливать и поддерживать доверительные и длительные отношения со значимыми людьми, и наконец, уметь совладать со стрессом, трудными жизненными ситуациями.
Существует множество способов преодоления и компенсации последствий стресса, увеличения психологических ресурсов человека в его профессиональной деятельности [7]. Одним из таких способов, которому уделено мало внимания при общем признании его источником силы и энергии в любых экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях, является юмор. О лечебных свойствах юмора люди говорят с древнейших времен, в исторических и литературных источниках прошлого и современности мы находим множество размышлений о пользе юмора и смеха, разработку типологии форм и средств юмора, рассуждения об объектах и субъектах юмора и т.п. Но пока мало работ, демонстрирующих компенсаторные возможности юмора в силу сложности его изучения, связанной с ситуативностью смешного (то, что смешно в одной ситуации, необязательно будет смешным в другой), индивидуальными различиями в восприятии и создании смешного. В одном из последних обзоров литературы на эту тему отмечается 4 основных позитивных эффекта использования юмора в разных его формах: 1) улучшение физического самочувствия со стороны сердечной, дыхательной, эндокринной систем и текущего состояния, которое связывается с хорошим настроением, желанием улыбаться и позитивно относится к миру; 2) рост творческой активности, креативности в решении задач в связи с шутливым обыгрыванием трудностей, ведущим к уверенности в достижении успеха, 3) катализирующий эффект в перенесении и облегчении всех видов боли и страданий; 4) повышение адаптивных возможностей в любой трудной ситуации, ресурс сопротивления стрессу [6, 8]. В работе группы психологов из Центров управления полетами на основе проведения контент-анализа переговоров с космонавтами было показано, что соотношение рабочих и нерабочих (шутливых по тематике) тем было приблизительно 1 : 2,5 в ситуации изоляции команды из 4-х мужчин от 27 до 42 лет в течение 110 суток. Исследователи по этим данным и данным субъективных отчетов утверждают, что добрый юмор, шутки способствуют снятию напряжения и выполняют регуляционно-коммуникативную функцию общения в профессионально-стрессовой ситуации [7].
Юмор как комплексный феномен включает несколько аспектов его рассмотрения специалистами из разных областей - лингвистами, социологами, психологами, этологами: 1) создание юмористического, изучение его природы, заложенное еще в трудах Аристотеля, 2) оценивание юмора, понимание смешного, 3) чувство юмора как персональная черта, как естественная склонность смеяться над разными вещами, включая самого себя. Сложность и методологическая трудность изучения разных аспектов юмора при его очевидной важности в различных областях человеческой жизни привела к отсутствию общепсихологической концепции комического, которая позволила бы связать разного рода исследования на единой основе. Можно только отметить смену подходов к юмору от рассмотрения его как преимущественно агрессивного и отчасти социально неуместного к психологически здоровому и социально одобряемому.
Предпринятое нами эмпирическое исследование носило поисковый характер и в теоретическом, и методическом плане. Целью нашего исследования было изучение эффективности использования юмора для смягчения эмоциональных последствий умеренно сильных стрессоров. Основная идея исследования (проведено совместно с И. Брук) заключалась в сравнительном анализе сдвигов в состояниях респондентов, принимавших участие в просмотре специально подобранных видеороликов. Программа исследования включала «замеры» состояния участников эксперимента до предъявления стимульного материала и после. В соответствие с поставленной целью и проведенным анализом литературных данных нами были использованы следующие, хорошо зарекомендовавшие себя в качестве чувствительных инструментов диагностики переживаний острого и хронического стресса [3] методики описания состояний:
121 «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой,1984 оригинальной версии E. Groll & M. Heider,1964), направленная на оценку степени субъективной комфортности переживаемого функционального состояния в данный момент времени;
122 «Шкала ситуативной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977; В.Л. Марищук и др., 1984 оригинальной версии C.D. Spielberger, 1971), с помощью которой фиксируются разные степени эмоционального напряжения, сопровождающего развитие психологического стресса;
123 «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977; А.Б. Леонова и др., 1987 оригинальной версии C.D. Spielberger,1971), направленная на диагностику устойчивых проявлений тревожности в различных ситуациях, которые интерпретируются как сформировавшаяся черта личности;
124 «Шкалы личностного и ситуативного гнева» Ч. Спилбергера (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 2004 оригинальной версии C.D. Spielberger,1991), предназначенные для оценки проявлений раздражения, обиды, ярости как устойчивой личностной черты и как текущего состояния;
125 «Шкалы личностной и ситуативной депрессии» Ч. Спилбергера (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 2004 оригинальной версии C.D. Spielberger, 1996), также разработанные в парадигме «эмоция как состояние и устойчивая личностная черта», направленные на оценку подавленности, тоски и отчаяния [5].
Таким образом, описание состояний включало оценку устойчивых личностных характеристик и замеров текущего состояния до и после предъявления стимульного материала, в качестве которого были использованы видеоролики, по содержанию рассчитанные на молодежную аудиторию и включавшие разные по стилю - «смешные» (гэги, отрывки юмористических передач) и «трагические» (военная хроника, автомобильные аварии) ситуации. Продолжительность демонстрации роликов по времени была по возможности уравнена (около 15 минут), длительность каждого ролика составляла примерно от 2 до 4 минут.
В нашем исследовании приняли участие 36 девушек в возрасте от 17 до 26 лет, студенты московского вуза. Всем до начала эксперимента предлагалось заполнить личностные опросники. Затем общая выборка была случайным образом разбита на три группы по 12 человек в каждой: одна - экспериментальная, две контрольные. Респонденты каждой из групп участвовали в разных вариантах предъявления видеороликов для чистоты эксперимента и возможности качественного анализа ожидаемых сдвигов в их функциональных состояниях. Так, программа исследования в экспериментальной группе включала: 1) заполнение набора ситуативных тестов - «замер 1», 2) просмотр трагического ролика, 3) «замер 2», 3) просмотр смешного ролика, 4) «замер 3». Схема проведения эксперимента в контрольных группах различалась характером содержания предъявляемого ролика, в первой группе - смешные, во второй - трагические, сопровождавшиеся заполнением тестов на оценку текущего состояния до и после просмотра.
В разработке программы исследования мы исходили из предположения, что демонстрация смешного ролика, направленного в целом на усиление положительных эмоций и повышение настроения, вызовет сдвиг в состояниях респондентов в позитивную сторону даже после просмотра трагического сюжета. В связи с психологическими, возрастными, гендерными особенностями нашей выборки мы также ожидали более значительные изменения в состояниях во второй контрольной группе (просмотр трагических роликов) по сравнению с первой.
Обработка результатов включала подсчет диагностических показателей и оценку степени выраженности измеряемого качества по всем методикам. На основе этого была составлена сводная матрица данных, включившая все значения диагностических показателей по замерам 1, 2 и 3. Дальнейшая статистическая обработка данных проводилась с помощью программы SPSS for Windows, версия 15 в соответствии с выдвинутыми гипотезами. В целом, на разных этапах статистической обработки данных применялись следующие методы и процедуры: 1. Подсчет параметров описательной статистики (средних и среднеквадратичных отклонений - о) для количественной и качественной характеристики общевыборочных и групповых тенденций; 2. Непараметрический критерий Вилкоксона для определения значимости различий между показателями диагностических методик в парных (внутригрупповых) сравнениях; 3. Непараметрический критерий Манна-Уитни для определения значимости различий между показателями диагностических методик в непарных (межгрупповых) сравнениях.
Рассмотрим полученные результаты. Заполнение респондентами тестов на диагностику гнева, депрессии, тревожности как сформировавшейся индивидуальной особенности позволило контролировать возможные индивидуальные различия в реагировании на стрессогенное воздействие с точки зрения личностного статуса участников исследования (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Полученные показатели по личностным тестам по всей выборке и их интерпретация

Показатели Среднее(Стандартное отклонение) Интерпретация
Личностная тревожность 44,42 (7,31) умеренный уровень
Личностный гнев 32,58 (7,31) высокий уровень
Личностная депрессия 20,81 (5,18) слабовыраженный уровень
Психоэмоциональный статус, формирующийся в процессе накопления жизненного опыта, играет решающую роль в формировании стрессовых реакций и состояний [4]. В связи с этим выраженные или высокие уровни проявления гнева, депрессии, тревожности на фоне низкого уровня субъективного комфорта и плохого самочувствия у наших респондентов могли явиться факторами, снижающими или усиливающими эффект стимульного воздействия. Полученные результаты позволяют утверждать, что респонденты, принимавшие участие в исследовании, отмечают у себя умеренную склонность переживать напряжение, беспокойство, мрачные предчувствия, характерные для чувства тревожности, слабовыраженные степени грусти, тоски, подавленности как устойчивой формы аффективного реагирования на ситуацию.
Эмоциональный комплекс переживаний гнева, несмотря на его социальную нежелательность, является ожидаемым чувством, возникающим у человека как ответ на препятствие, позволяющим активно преодолевать угрозу и мобилизовать свои ресурсы в ситуации, воспринимаемой как провоцирующая. Высокая выраженность «гневных» поведенческих реакций у наших респондентов естественна и ожидаема скорее как показатель мобилизации дополнительных ресурсов для участия в эксперименте. Добровольное участие респондентов в эксперименте мотивировалось интересом и желанием оказать помощь коллеге, но требовало от них дополнительных временных и энергетических затрат.
Первой контрольной группе демонстрировались смешные ролики. Выраженность ситуативных показателей тревожности, гнева, депрессии, субъективного комфорта до и после просмотра попадает в диапазон умеренных, средних значений, хотя сравнение средних данных по методикам говорит об улучшении текущего состояния после просмотра. Статистический анализ показывает наличие значимых различий в замерах тревожности и самочувствия до и после (см. Таблица 2).
Таблица 2.
Статистически значимые различия между показателями до и после просмотра
смешных роликов в контрольной группе 1
Показатели Среднее(Стандартное отклонение) Статистически значимые различия
до после Значения Т-теста Уровень значимости
Ситуативная тревожность 36,50 (4,54) 33,83 (3,95) 3,024 ,012
Ситуативный гнев 15,33 (0,89) 15,08 (0,29)
Ситуативная депрессия 18,17 (3,38) 18,08 (3,80)
Шкала состояний 47,33 (5,73) 52,00 (6,33) -2,590 ,025
На основании полученных данных мы можем утверждать, что настроение и общее эмоциональное состояние испытуемых значимо улучшилось, а тревожность уменьшилась после просмотра юмористических роликов.
Второй контрольной группе предлагалось отсмотреть трагические ролики. «Замеры» текущих состояний респондентов проводились до и после просмотра, но для того, чтобы уменьшить ожидаемый негативный эффект с целью соблюдения принципов профессиональной этики, после «основного» просмотра уже «вне рамок» эксперимента им демонстрировались смешные ролики. Согласно полученным данным текущее состояние наших респондентов после просмотра ролика с эмоционально негативным содержанием статистически значимо ухудшилось, практически все средние показатели по ситуативным методикам после просмотра попали в диапазон выраженных (высоких и низких) значений (см. Таблица 3). Тревожно-депрессивные чувства респондентов усилились, они отмечают у себя плохое самочувствие и негативное субъективное состояние в целом.
Переживание комплекса гневных чувств после просмотра трагических роликов уменьшилось, что косвенно подтверждает наше предположение о внутренней мобилизации, повышенной собранности респондентов до включения в ситуацию исследования. Демонстрация эмоционально «трудного» материала привела к заметному снижению активного сопротивления ситуации, хотя и не на значимом уровне.
Сравнение сдвигов в двух контрольных группах позволяет отметить два качественных различия - «силу» и «тотальность» изменений в текущих состояниях после краткого эмоционального воздействия. В ситуации «юмористического» воздействия мы можем отметить незначительные изменения текущего состояния в целом (средний диапазон выраженности состояний до и после) и значимые сдвиги только некоторых выделенных нами характеристик (субъективный комфорт и тревожность). В группе, смотревших «трагические» ролики, мы получили картину сильного (переход выраженности диагностических показателей из диапазона средних в высокие и низкие значения) и тотального (статистически значимые различия между показателями тревожности, депрессии и самочувствия до и после просмотра) изменения субъективного состояния на текущий момент наших респондентов.
Сравнение замеров состояний после эмоционального воздействия между группами подтвердило значимость наблюдаемых различий (см. Таблица 4).
После просмотра трагических роликов значимо ухудшается настроение и общее эмоциональное состояние, повышается тревога и депрессия, что вполне объяснимо. Возможно, это связано с тем, что демонстрация сцен войны является реальной угрозой ощущению стабильности, безопасности, защищенности, благополучия. Значимость сдвигов по всем диагностическим характеристикам текущего состояния свидетельствует о меньшем влиянии юмористических роликов на изменение состояний по сравнению с трагическими, что понятно с точки зрения обеспечения выживаемости человеческого рода.
Таблица 4.
Статистически значимые различия по показателям текущего состояния «после»
стимульного воздействия между первой и второй контрольными группами

Показатели Z Уровень значимости
Ситуативная тревожность -3,702 ,000
Ситуативная депрессия -3,168 ,002
Ситуативный гнев -2,597 ,009
Шкала состояний -3,672 ,000

Если контрольные группы продемонстрировали специфику воздействия разного по эмоциональному полюсу материала на респондентов, то схема эмпирического исследования влияния юмора на стресс в экспериментальной группе предполагала изучение «компенсаторных», «совладающих» возможностей смешного. Полученные диагностические показатели по ситуативным методикам подтвердили нашу основную гипотезу об улучшении состояния от просмотра юмористических роликов, предъявленных после демонстрации трагических по содержанию (см. Таблица 5).
Анализ динамики показателей трех замеров состояний в экспериментальной группе (исходных, затем после просмотров трагического и юмористического роликов) показывает: умеренный уровень выраженности тревожности, депрессии и достаточно низкий индекс субъективного комфорта в начале эксперимента; ухудшение текущего состояния респондентов, выражающееся в высоких степенях тревожности и подавленности, снижении общего самочувствия после негативного воздействия и рост степени субъективного комфорта, уменьшение тревожности и депрессии после просмотра комического материала даже по сравнению с исходным уровнем.
Различия между показателями разных замеров на достоверном уровне значимости подтверждает наше предположение о том, что юмор (в нашем случае демонстрация смешных роликов) может оказаться одним из действенных способов совладания с «подавленным» состоянием и переживанием «трудных» жизненных ситуаций (см. Таблица 6).
Таблица 6.
Полученные значимые различия между замерами состояний респондентов
экспериментальной группы
Попарно сравниваемые показатели Значение Т-теста Уровень значимости
Ситуативная тревожность: «замер 1» - «замер 2» -3,232 0,008
Ситуативная тревожность: «замер 2» - «замер 3» 4,882 0,000
Ситуативная депрессия: «замер 1» - «замер 3» 3,717 0,002
Ситуативная депрессия: «замер 2» - «замер 3» 4,831 0,001
Шкала состояний: «замер 1» - «замер 3» -5,095 0,000
Шкала состояний: «замер 2» - «замер 3» -5,265 0,000
Значимость полученных различий «сдвигов» в описаниях текущих состояний после эмоциональных воздействий в экспериментальной группе приобретает дополнительный вес, если рассматривать эти результаты в контексте данных, полученных в контрольных группах, когда трагические ролики продемонстрировали большую силу и тотальность влияния на состояния по сравнению с комическими.
Следует отметить, что проведенное эмпирическое исследование влияния юмора оставляет открытыми вопросы о временной продолжительности действия комического материала для получения ощутимых сдвигов, о длительности сохранения позитивного эффекта, об отстроченных по времени реакций на стимулы. Но в целом, согласно полученным данным юмор действительно можно считать одним из серьезных средств преодоления негативных, стрессовых состояний, дополнительные возможности которого еще предстоит изучать.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЮМОРА КАК РЕГУЛЯТОРА СТРЕССА» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Выстрел на дне океана
Оцінка і управління кредитним ризиком
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ
Склад – найменша вимовна одиниця


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 1096 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП