ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ЖИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ
Концепция демографического развития Российской Федерации, разработанная до 2015 года, содержит основные задачи-ориентиры для органов государственной власти в области укрепления здоровья человека, среди которых: увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, улучшение репродуктивного здоровья населения и улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов. В самом деле, многое в деле оздоровления населения зависит от стратегии развития государства, от включенности власти в медицинские проблемы, однако не меньшее зависит от желания и умения самого человека быть здоровым. Здоровье чаще всего заявляется людьми одной из основных ценностей. Здоровье - это комплексное и, вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Согласно формулировке Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков»43. В связи с этим определением понятие здоровья делят на: Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма. Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Состояние здоровья оценивают по трем уровням: Соматический уровень, подразумевающий совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень, оценивающий меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень, определяющий стратегию жизни человека, его личностную сохранность44. Раскрыть, по возможности, психологическое обеспечение здоровья на основных этапах жизненного пути человека - так заявлена цель Психологии здоровья. Психология здоровья - наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития45. Все больше людей начинает также осознавать, 46 что их здоровье - это средство достижения жизненных целей в широком диапазоне . В этом смысле в первую очередь интересны представления людей о том, что такое здоровье, что лежит в его основе, что такое здоровый образ жизни. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с. 44 Казначеев В.П. Введение в проблему общей валеологии // Валеология. - 1996. - № 4. - с. 70-106. 45 Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. - 504 с. 46 Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с 47 Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эволюции / Э.В. Сайко // Мир психологии. - 2000.-№1(21) - с. 26-31. Отношение к здоровью - это «система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей»47. Формирование отношения к здоровью - процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, детерминированный как личностными особенностями, так и социальной средой, в которой человек живет и где осуществляется его деятельность, а также состоянием его здоровья. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, отношение к здоровью содержит в себе три компонента, которые тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга: Когнитивный компонент включает в себя знания о здоровье, осознании его роли и влияния на жизнь, понимание основных факторов риска и антириска; Эмоциональный компонент отражает особенности переживания состояния здоровья и ситуаций, с ним связанных; Поведенческий компонент характеризует особенности поведения человека, способствующие адаптации или дезадаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, выработку определенной стратегии поведения, связанной с изменением состояния здоровья. В целом, отношение к здоровью, на наш взгляд, может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено психокоррекционное воздействие психолога, работающего в области психологического обеспечения здоровья. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение отношения работников к своему здоровью. Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 48 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения . Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.— СПб. 1993. 269 с. 49 Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. - М.: 1984. 280 с. 50 Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: 1986. 192 с. 51 там же 8 52 там же 9 53 Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально- философские и медико-биологические проблемы. Кишинев. - 1991. 120 с. Здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья4950. Понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности: искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. «Здоровый образ жизни - это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека»51. Ю.П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды52. Здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма53. В то же время, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения. В него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности. В валеопсихологии, т.е. психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо «прикоснуться», обратить внимание на свой внутренний мир54. Т.е. здоровый образ жизни - совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека, при котором все системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, методов труда и отдыха, гармоничному развитию личности55. И все же понятие здорового образа жизни (ЗОЖ) продолжает оставаться медицинским, не психологическим понятием. Компонентами здорового образа жизни принято считать: сон (7-8 часов), регулярное «правильное» питание, регулярные занятия физическими упражнениями, отказ от курения и алкоголя, личная гигиена, режим труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность56. В этом перечне отсутствуют психологические компоненты ЗОЖ. Однако еще Н.М. Амосов писал о том, что кроме физических нагрузок, ограничений в питании, закаливания и умения отдыхать необходимо главное - счастливая жизнь57. Для характеристики здоровья он даже вводил понятие УДК - уровень душевного комфорта. Целью данного исследования является обобщение результатов исследований отношения к здоровью и здоровому образу жизни у разных возрастных и профессиональных групп жителей Приморья, проведенных в 2007-2009 годах на кафедре Психофизиологии и психологии труда Морского госуниверситета имени адм. Г. И. Невельского. В первую очередь нас интересовало отношение к здоровью у детей и студентов - будущего нашего края, во вторую - у тех, кто формирует это отношение: учителей, врачей. Представляет интерес в плане отношения к здоровью и здоровому образу жизни у людей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом и будущих преподавателей физкультуры. Кроме этого, в исследовании приняли участие представители узкопрофессиональной группы - проводники пассажирских вагонов. В целом, исследуемая группа представлена учениками 6-7 и 10-11 классов и их учителями школы-сада «Гели-ос» г. Дальнегорска (всего 60 чел.), курсантами МГУ имени адм. Г.И. Невельского и ТОВМИ имени С.О. Макарова (всего 40 чел.), студентами факультета физической культуры ДВГУ (20 чел.), студентами медицинского училища г. Спасска-Дальнего (20 чел.), медицинскими работниками г. Спасска-Дальнего (20 чел.), проводниками пассажирских вагонов Владивостокской дирекции по обслуживанию пассажиров (40 чел.) а также двумя группами мужчин среднего возраста, посещающих и не посещающих спортивный зал с целью занятия культуризмом (30 чел.). Итого общая численность выборки составила 230 чел. 54 Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-352 с. 55 Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с 56 там же 57 Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. / Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. - М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2002. - С. 18-166. Для выявления отношения к здоровью и ЗОЖ использовались психодиагностические методики: рисуночная методика «Здоровье и болезнь» О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова; Цветовой тест отношений А.М. Эткинда, методика заданных ассоциаций; анкета, содержащая вопросы о здоровье и здоровом образе жизни; мини-сочинение «Что нужно делать, чтобы чувствовать себя здоровым?» было предложено ученикам и учителям школы; опросники «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской, «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо и Я. Ясвина, «Опросник общего здоровья» М. Аргайла были предложены проводникам пассажирских вагонов. Для обработки результатов был применен контент-анализ, рисуночные методики обрабатывались с учетом экспертной оценки. В качестве экспертов выступили преподаватели кафедры Психофизиологии и психологии труда Морского госуниверситета имени адм. Г.И. Невельского В.Г. Сахарова, О.Ю. Моисеева, Ю.Ю. Федотова. Для всех респондентов общее в отношении к здоровью - то, что здоровье вызывает амбивалентные чувства и состояния: с одной стороны, это положительный эмоциональный фон, радость, счастье, веселье, сила, энергия, мудрость; с другой - страх, волнение, напряжение. При общей заинтересованности всех групп предложенной темой, результаты проективных методик позволяют предположить, что ученики 6-7 классов несколько настороженно относятся к теме здоровья, рисунки говорят о сильном стремлении к социальному принятию, эмоциональной незрелости, вербальной агрессии оборонительно-защитного характера. Учителя проявили нежелание сталкиваться с данной проблематикой, для них в значительной степени характерны проблемы со здоровьем, импульсивность, интровертированность, коммуникативные проблемы. Напряжение при заинтересованности темой проявили и курсанты. У большинства опрошенных железнодорожников изменение самочувствия мало затрагивает их эмоциональную сферу. Можно предположить, что забота о здоровье для них - это просто необходимость. Здоровье ассоциируется прежде всего с положительными эмоциями: счастьем, радостью, спокойствием, легкостью, уверенностью, успехом, благополучием; активными действиями: занятия спортом, общение, прогулки на свежем воздухе, поездки на природу, свобода от ограничений; личностными характеристиками: оптимизм, чувство юмора, бодрость, сила духа, активность, душевное спокойствие. Кроме трех основных групп ассоциаций можно отметить такие группы как: внешний вид: хорошая фигура, хороший цвет лица, красота - предложены студентками медучилища; физическая и духовная целостность и полноценность - предложены студентами ДВГУ, обучающимися по специальности «Физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»; природа: солнце, свежий воздух, вода - предложены мужчинами (спортсменами и не спортсменами). Не все профессионалы могут четко сформулировать, какой смысл они вкладывают в понятие «здоровье». Наиболее частое определение данного понятия у проводников пассажирских вагонов - это хорошее самочувствие и работоспособность. Полученные определения можно условно разделить на три группы: 1. здоровье определяется как состояние, характеризующееся хорошим самочувствием и отсутствием болезней; 2. здоровье определяется как фактор, обеспечивающий возможность интенсивной и плодотворной деятельности; 3. здоровье определяется как нечто, не нуждающееся в заботе до тех пор, пока не появляются симптомы заболевания. В отношении к оборотной стороне здоровья - болезни тоже немало общего. Болезнь вызывает негативные чувства и состояния: страх, ужас, уныние, тревога, беспомощность, боль, депрессия, усталость, печаль, скука. Курсанты воспринимают болезнь как враждебную среду, однако по отношению к ней проявляют себя пассивно. Болезнь ассоциируется прежде всего с негативными чувствами; с плохим физическим состоянием и симптомами заболеваний; с явлениями природы: слякоть, шторм, туча, ночь. Только в ассоциативных рядах учеников школы есть четкая связь болезни с «плохим образом жизни» и негативными последствиями заболевания: вред, старость, смерть, нездоровый человек, потухший огонь. Учителя отождествляют болезнь с психологической травмой: травма, горе, депрессия, утрата. У медиков с разным стажем на первые позиции выходят атрибуты лечения: лекарства, таблетки, уколы, капельницы, стационар, палата. Для мужчин (спортсменов и не спортсменов) на первых позициях присутствуют бессилие, слабость, отсутствие сил. Общим в отношении к болезни является и то, что в сознании людей разного возраста и профессиональной направленности болезнь в отличие от здоровья не связывается с личностными характеристиками. Если здоровая личность бодрая, оптимистичная, активная, душевно спокойная и с чувством юмора, то какова болеющая личность? И еще один важный момент отмечался на всех этапах исследования: пассивность людей при встрече с болезнью была проявлена в результатах всех методик. Наши земляки не готовы активно противостоять болезни, не умеют понимать смыслы болезней, не обладают позитивным мышлением в отношении своего состояния. В отношении к здоровому образу жизни (ЗОЖ) респонденты также, как и в отношении здоровья проявляли диаметрально противоположные чувства: активность, любознательность, упорство, настойчивость, веселость, а также страх, тревога, протест, отказ от активности. Мы предполагаем, что негативные чувства в отношении ЗОЖ могут быть связаны с недостаточной активностью личности по реализации ЗОЖ. Курсанты морских вузов имеют представление о здоровом образе жизни, который ассоциируется у них с активностью, наступательностью, веселостью. Однако, представления о здоровом образе жизни большой части курсантов расходятся с реальностью, вызывая негативное эмоциональное отношение к своему образу жизни. Практически все респонденты ведут нездоровый образ жизни: курят, систематически употребляют алкоголь, редко занимаются спортом или не занимаются совсем. Здоровый образ жизни ассоциируется с активностью: спорт, зарядка, работа, движение, отдых, рыбалка; с положительными эмоциями: счастье, радость, смех, веселье; с правильным питанием. Часть респондентов особое внимание уделяет общению с природой (мужчины - не спортсмены, студенты ДВГУ, обучающиеся по специальности «Физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья», учителя). Школьники и мужчины-неспортсмены на первые позиции ставят отказ от вредных привычек: от курения, алкоголизации, от компьютерных игр (ученики 6-7 классов), от наркотиков (старшеклассники). Учителя также ассоциируют ЗОЖ с теми усилиями, которые следует на него затратить: усилие, трудно, время, дорого. Ученики средней школы убеждены, чтобы быть здоровым, надо «беречь себя от простуды»: не гулять в дождь, не ходить с голым пузом, не простывать, не купаться в холодной воде, одеваться теплее, - озвучивая, таким образом, родительские наказы и запреты. Учителя и курсанты обращают внимание на то, что необходимо вовремя обращаться к врачу, лечиться. Курсанты также обращают внимание на необходимость просветительской медицинской работы. Психологический компонент представления о ЗОЖ лучше всего сформирован у учителей и медицинских работников. Эти две группы выделяют личностные характеристики, которые формируют активное отношение к своему здоровью: душевная гармония; уверенность, работоспособность, активность, энергичность, бодрость. Учителя знают, что чтобы быть здоровым, необходимы гармония в отношениях с людьми, профессиональное удовлетворение, гармония в семье, самоподдержка, эмоциональный позитивный настрой. Медики замечают психосоциальные аспекты здоровья и болезни. Однако и учителя, и медицинские работники согласны, что их образ жизни не соответствует здоровому. Проводники пассажирских вагонов следующим образом распределили факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на их здоровье: вредные привычки, экологическая обстановка, качество медицинского обслуживания, профессиональная деятельность. В целом респонденты осведомлены и компетентны в области здоровья, знают основные факторы риска и антириска, понимают роль здоровья в жизнедеятельности человека и в обеспечении долголетия. Большинство опрошенных проводников стремятся и готовы воспринимать информацию по проблемам здоровья. Однако большинство опрошенных практически не уделяет внимания заботе о собственном здоровье и способам преодоления факторов профессионального стресса, их ежедневное поведение не соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни. Практически никто из респондентов не практикует специальные оздоровительные системы и не использует мероприятия по оптимизации уровня профессионального стресса. В случае ухудшения своего психического или физического самочувствия, профессионалы чаще всего либо просто не обращают внимания на недомогание, либо предпринимают самостоятельные попытки справиться с этим. Результаты опроса показали, что абсолютное большинство испытуемых не склонно обращаться за профессиональной помощью в подобной ситуации. Отказ от вредных привычек как элемент здорового образа жизни постулируется большинством опрошенных. Негативное отношение к курению и алкоголю выявлено только у учеников 6-7 классов: плохо, вред, дрянь, грех. Только дети связывают курение и алкоголь с негативными последствиями: болезнь, заболевания легких, смерть. Старшеклассники, связывая курение и алкоголь с негативными последствиями, уже активно включают и такие ассоциации как атрибуты курения и алкоголя: спички, пепельница, рюмка, бутылка; слаботь: иногда можно; праздник. То есть к старшему подростковому возрасту начинают работать социальные стереотипы, которые в нашей стране расходятся с представлениями о ЗОЖ. Атрибуты вредных привычек обильно представлены в студенческих группах и у всех профессионалов. Студенты-медики и медработники давали ассоциации на «долгожительство». Студенты ассоциируют долгожительство с активными действиями и питанием, профессионалы, кроме этого говорят о гармоничной семье, детях и внуках, а также о личностных характеристиках: мудрость, спокойствие, хитрость. В школьных сочинениях ученики 6-7 классов пишут, что для того чтобы быть здоровым и жить долго надо «не волноваться, не переживать, любить». Старшеклассники пишут о необходимости доброжелательности, бодрости, о необходимости любить и быть любимым. Что быть здоровым и жить долго надо: «радоваться жизни, любить себя, верить в себя, не грустить, не обижаться, не обижать других». Таким образом, можно сделать следующие выводы: 2. Эмоциональный компонент отношения к здоровью и ЗОЖ у жителей Приморья отражает неоднозначность реакций. К здоровью и здоровому образу жизни опрошенные относятся амбивалентно: с одной стороны, это радостно-позитивные чувства, с другой - страх, гнев, протест, волнение. К болезни все относятся негативно. Эмоциональная гамма отношения к болезни представлена такими чувствами как: страх, уныние, тревога, беспомощность, боль, депрессия, усталость, печаль. 3. Когнитивный компонент отношения к здоровью у жителей Приморья включает такие основные компоненты здоровья как позитивные эмоции, активная деятельность и определенный набор личностных характеристик. Болезнь - это, прежде всего, негативные чувства и плохое физическое состояние. Когнитивный компонент отношения к ЗОЖ содержит знания о всех компонентах ЗОЖ, описанных в современной литературе, в том числе о психологическом. 4. Поведенческий компонент отношения к здоровью и ЗОЖ характеризует респондентов как людей пассивных по отношению к собственному здоровью, не заинтересованных в продлении периода активной деятельной жизни. Подводя итоги, можно предположить, что основная причина непонимания со стороны опрошенной выборки к своему здоровью, заключается не в том, что они не хотят заботиться о нем, а в том, что они не до конца осознают ту важную роль, которую играет здоровье (как физическое, так и психическое) в повышении качества жизни и эффективном осуществлении профессиональной деятельности. Таким образом, одной из важнейших задач работы психолога, в данном случае, должны быть усилия по актуализации потребности респондентов в здоровье, т. к. в противном случае у них практически полностью будет отсутствовать забота о своем здоровье. Особенности каждодневного поведения опрошенных предопределяет скорее мотив избегания заболевания. Болезнь воспринимается как нечто враждебное, для большинства респондентов отмечена ориентация на внешние факторы в объяснении причин ухудшения состояния здоровья (развитии болезненных состояний). Испытуемые весьма настороженно относятся к медикам и психологам, обращаясь за профессиональной помощью лишь в крайних случаях. А т. к. навыки самосохранительного поведения у них недостаточно сформированы, сталкиваясь с проблемами в области здоровья (как физического, так и психического), они склонны игнорировать или отрицать их наличие. Для того, чтобы изменить такое отношение людей к своему здоровью, необходимо разработать ряд комплексных мер, направленных на коррекцию всех трех уровней: ценностно-мотивационного, когнитивного и, в первую очередь, поведенческого. Обязательным фактором повышения уровня качества жизни населения является формирование внутренней картины здоровья58 -особого отношения к здоровью, выражающегося в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Как писал Н. М. Амосов «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. К счастью, человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти 59 всегда» Автор благодарит выпускниц факультета психологии Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского А. Михайловскую, Е. Васюкович и С. Сопико-ву, а так же выпускниц факультета дополнительного образования Гуманитарного института Морского государственного университета им. адм. Г. И. Невельского Н. Спиридонову, Л. Полякову и Т. Мокроусову за помощь в проведении исследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ЖИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»