ГЕНОТИПИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ
Одной из актуальных проблем современных фундаментальных исследований человека является выявление генетических основ индивидуально-психологических различий. Исследование индивидуальных особенностей связано с решением двух задач. Во-первых, с выделением и изучением их устойчивых форм и, во-вторых, с объяснением их происхождения. Причины формирования индивидуально-специфических характеристик психики весьма разнообразны. Исследование природы индивидуальных различий психологических характеристик имеет почти вековую историю15. В основном эти работы посвящены анализу этиологии индивидуальных различий темперамента, когнитивных и личностных характеристик, в то время как природа черт характера исследована недостаточно глубоко. В частности, исследование природы межиндивидуальной изменчивости различных типов акцентуаций немногочисленны16. При этом, К. Леонгард, рассматривая гипертимный, дистимный, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный и эмотивный акцентуированные типы, подчеркивал (продолжая традицию Э. Кречмера), что шесть данных типов «акцентуированных характеров» имеют наследственную природу. Проблема характера, как и проблема гендерных различий характера - одна из самых малоразработанных и противоречивых в психологии. Основополагающими вопросами при изучении характера являются вопросы структурных компонентов, динамики характера, соотношения с другими индивидуальными психическими образованиями. Большое количество работ посвящено изучению гендерных различий в глубоких и сложных психологических структурах, таких как: Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность, половые стереотипы. На этом фоне практически отсутствуют исследования, посвященные гендерным различиям в проявлении акцентуаций характера. Теоретический анализ литературы по вопросам характерологии (Б.Г.Ананьев17, 18 19 20 21 А.Ф.Лазурский , Н.Д.Левитов , В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн , Г.Блюм, А.Лоуэн , В. Райх и др.) позволяет заключить, что проблема психологии характера недостаточно разработана как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ощущается явный дефицит фундаментальных исследований, обобщающих работ, систематизирующих положения различных концепций психологии характера. 15 Plomin R., DeFries J.C. Behavioral Genetics. - N.Y.: Worth Publ., 2001. - 444 p. 16 Колпаков В.Г. Патологические формы поведения. // Очерки по генетике поведения. - Новосибирск: Наука, 1978. - Сс. 192 - 206. 17 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ,1969. - 338 с. 18 Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М.: Наука, 1995. 19 Левитов Н.Д. Психология характера. - М.:Просвещение, 1964. 20 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Наука, 1998. 21 Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. - М., 1996. Особый интерес в рамках настоящего исследования представляет проблема акцентуаций характера, как чрезмерно усиленных и выраженных отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода, делающих личность уязвимой по отношению к психотравмирующим воздействиям среды при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим сторонам действительности22. Акцентуации, на взгляд 23 К.Леонгарда и А.Е.Личко , представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях и социальной дезадаптации. Особенности темперамента, стеничности, «фазовость» смены настроения создают как бы «внутреннюю канву», своеобразную «мелодию», сопровождающую все решения 24 и поступки человека . Они имеют большое значение для становления характера, но не могут в полной мере определять неовторимость личности. Это зависит от всех как биологических, так и социально-психологических механизмов психической деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день практически нет работ, в которых рассматривается этиология акцентуаций характера. При этом, выделение достоверных категорий при создании надежной и объективной таксономии, невозможно без установления механизмов, лежащих в основе наблюдаемого феномена. Именно поэтому на сегодняшний день для обоснования выдвинутой типологии прибегают к установлению биологических корней индивидуальных различий в психике человека. Т.Бохард и Д.Лоэлин25 подчеркивают, что свойства личности должны быть отражением «причинных факторов», что они не случайны, а возникли в результате эволюционного процесса, и закрепление их невозможно без участия генетических механизмов. Целью данного исследования является анализ гендерных различий в отношении внутрипарного сходства, а также компонентов фенотипической дисперсии в вариативности акцентуаций характера. Исследование проводилось на выборке из 50 пар однополых близнецов, из которых 24 пары МЗ (13 женских и 11 мужских) и 26 пар ДЗ (14 женских и 12 мужских) испытуемых-учащихся средних школ г. Владивостока в возрасте от 15 до 17 лет. Тип близнецовости (МЗ или ДЗ) определялся при помощи опросника зиготности, который заполнялся родителями близнецов. Для диагностики типов акцентуаций характера использовался опросник Леонгарда-Смишека. Внутрипарное сходство близнецов оценивалось при помощи коэффициента внутриклассовой корреляции Фишера26. Вычисление генетической составляющей феноти-пической дисперсии осуществлялось при помощи коэффициента Игнатьева-Фальконера27. Оценка доли средовых компонентов фенотипиченской дисперсии осуществлялась на его основе. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000. - 544 с. 23 Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. -М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с. 24 Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2000. - 544 с. 25 Bouchard T.J., Loehlin C.J. Genes, Evolution and Personality Behavior // Genetics. 2001. - V. 31 (3). P. 243- 273. 26 Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. - М.: Эпидавр, 1998. - 744 с. 27 Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник /И.В.Равич-Щербо, Т.М.Марютина, Е.Л.Григоренко. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 447 с. Для оценки вклада наследственных и средовых факторов в общую вариативность проявления акцентуаций характера были вычислены коэффициенты внутриклассовой корреляции, а также генотипической и средовые компоненты фенотипической дисперсии. Данные распределения коэффициентов внутриклассовой корреляции и компонентов фенотипической дисперсии в выборках МЗ и ДЗ близнецовых пар среди юношей и
девушек приводятся в таблице 1. При рассмотрении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов девушек и юношей большие величины внутриклассовых коэффициентов корреляции наблюдаются у юношей как в МЗ, так и в ДЗ парах близнецов. Так, в выборках МЗ близнецов девушек и юношей по таким типам акцентуаций характера как гипертимный, возбудимый, застревающий, циклотимный и дистимный значения коэффициентов корреляции значительно различаются. В отношении эмотив-ного, тревожного и демонстративного типов у девушек и юношей различия в значениях коэффициента, определяющего внутрипарное сходство невелики. Внутрипарное сходство по педантичному и экзальтированному типам в большей степени выражено у девушек. Анализируя вклад компонентов фенотипической дисперсии в вариативность акцентуаций характера у девушек и юношей и, прежде всего, генотипа наблюдается следующая тенденция: индивидуальные особенности девушек в вариативности различных типов акцентуаций характера в большей степени, чем юношей обусловлены влияниями со стороны генотипа (табл.1). Напротив, в общей вариативности выраженности акцентуаций характера у юношей больший вклад обнаруживается со стороны средовых воздействий. При этом существенный вклад вносят компоненты общей среды. Таблица 1. Значения коэффициентов внутрипарной корреляции и компонентов фенотипиче-ской дисперсии у юношей и девушек в МЗ и ДЗ парах близнецов
Как видно из таблицы 1, наибольшие расхождения в показателях коэффициента наследуемости среди девушек и юношей наблюдаются для демонстративного и цикло-тимного типов акцентуаций. При этом необходимо отметить, что столь высокие значения вклада генотипа в реализацию данного признака у девушек требует дополнительной проверки в ходе последующих исследований. Тем не менее, достаточно выраженное влияние со стороны генотипа у девушек и его минимальное влияние у юношей вполне вероятно. В отношении педантичного и тревожного типов акцентуаций наблюдается одинаковая тенденция, когда значения коэффициентов наследуемости девушек примерно в два раза превышают таковые значения у юношей: 0,636 и 0,326 - для педантичного типа и 0,542 и 0,348 - для тревожного соответственно. Таким образом, мы предполагаем
46
достаточно сильно выраженное влияние генотипических факторов на указанные типы акцентуаций у девушек и умеренное их давление на реализацию данных признаков у юношей. В отношении эмотивного типа акцентуаций наблюдается умеренное влияние со стороны генотипа у девушек (0,238) и практически полное его отсутствие у юношей (0,078). Возможно, именно этим фактом объясняются различия в выраженности типов акцентуаций характера между девушками и юношами. Согласно представленным данным вклад генотипа в реализацию экзальтированного типа акцентуаций и у девушек и у юношей примерно одинаков (0,604 и 0,518 соответственно) и достаточно ярко выражен. Рассматривая средовые воздействия в реализации различных типов акцентуаций можно обнаружить, что в отношении различных типов акцентуаций большие влияния со стороны средовых условий наблюдаются у юношей. Как показывают результаты исследования, вклад факторов общей среды в проявлении акцентуаций характера более выражен у юношей. В отношении эмотивного типа наблюдаются различия более чем в два раза: 0,355 - у девушек и 0,642 - у юношей. Факторы общей среды в отношении тревожного типа акцентуаций на 40 % (0,406) определяют его формирование и проявление у юношей и менее, чем 10 % (0,073) у девушек. Во влияниях индивидуальной среды не наблюдается единой закономерности. Так, для педантичного типа, доля общесредовых влияний для девушек составляет 33,6 % (0,336), а для юношей 67,4 % (0,674).
□ Ь2 0 с2 Пе2 Рис 1. Распределение значений компонентов фенотипической дисперсии по типам акцентуаций характера у девушек. По оси абцисс - типы акцентуаций характера: Г - гипертимный; В - возбудимый; Эм- эмотивный; П- педантичный; Т - тревожный; Ц - циклотимный; Дем - демонстративный; З - застревающий; Дис -дистимический; Экз - экзальтированный. По оси ординат значения компонентов фенотипической дисперсии: h2 - коэффициент наследуемости; с2 - вклад общей среды; е2 - вклад индивидуальной среды, в %. Для тревожного типа в целом наблюдается равномерное распределение общесре-довых влияний и у юношей (0,246) и у девушек (0,355). Такое же распределение значений мы наблюдаем для экзальтированного типа (0,396 - девушки и 0,482 - юноши). Демонстративный тип испытывает давление со стороны общесемейной среды только у юношей (0,482). Общий вклад компонентов фенотипической дисперсии у девушек и юношей в вариативность типов акцентуаций характера представлен на рис.1 и рис.2.
47
Рис 2. Распределение значений компонентов фенотипической дисперсии по типам акцентуаций характера у юношей. По оси абцисс - типы акцентуаций характера: Г - гипертимный; В - возбудимый; Э- эмотивный; П- педантичный; Тр - тревожный; Ц - циклотимный; Дем - демонстративный; З - застревающий; Дис -дистимический; Экз - экзальтированный. По оси ординат значения компонентов фенотипической дисперсии: h2 - коэффициент наследуемости; с2 - вклад общей среды; е2 - вклад индивидуальной среды, в %.
Таким образом, в отношении проявления и детерминации акцентуаций характера наблюдаются различия у юношей и девушек. В целом, для девушек более выражен вклад наследственных факторов в реализацию различных типов акцентуаций характера, тогда как для юношей в большей степени характерен вклад средовых факторов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ГЕНОТИПИЧЕСКИЕ И СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА. ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»