ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології

ПРОБЛЕМА САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В современном научном сознании актуализировалось понимание высокой политической, психологической и социальной значимости ценности здоровья человека, а проблема укрепления здоровья населения в целом является первостепенной, поскольку все большую роль в детерминации заболеваемости и смертности начинает играть поведенческий фактор, связанный с отношением молодежи к своему здоровью и продолжительности собственной жизни.
Научное исследование социально-психологических аспектов самосохранительно-го поведения молодежи актуально в силу ряда обстоятельств. Здоровье стало рассматриваться как неотъемлемая характеристика профессиональной ценности и перспективности работника на рынке занятости. Носителями оптимальной стратегии самосохранения становится социально благополучная молодежь. В условиях нарастающего системного кризиса, который переживает современное российское общество, здоровье индивида и его самосохранение все чаще рассматривается в качестве наиболее сложного, многофакторного явления, определяющего созидательные и репродуктивные возможности общества. Ускоряющаяся динамика новых социальных и культурных реалий прямо влияет на неравномерность распространения болезней не только в России, но и в Европе. Возникает беспрецедентный рост ряда социальных болезней в тех регионах и слоях общества, в которых они ранее не вызывали тревогу ни у медиков, ни в общественном сознании.
Для выживания молодых россиян, как указывает З. А. Кулиев, необходимы «инновационные социально-экономические программы, создаваемые на основе истинно научной мысли, подъема гражданского самосознания и, прежде всего, решительной борьбы против нравственного упадка, повышения гражданской ответственности, которая становится синонимом личной сопричастности ко всему, что ныне происходит в стране и в мире. Решая социально-экономические и государственно-политические задачи, нельзя забывать о насущной необходимости создания здоровой нравственной атмосферы в обществе»2.
В сохранении и улучшении здоровья россиян многое сводится, по мнению О. Ю. Малоземова, к индивидуальному восприятию данного феномена, жизненной активности молодых людей, отвечающей фундаментальным принципам валеологии (науки о здоровье). Сегодня активно утверждается личная ответственность индивида за его действия, эмоции и отношения, «. человек в отношении к своему здоровью (самосохрани-тельное поведение) опосредует влияние многих факторов. При одинаковых экологических, социально-экономических, наследственных и прочих условиях люди чаще всего имеют различное здоровье»3.
Концепция самосохранительного поведения (ССП) была разработана российскими учеными в 80-х годах ХХ века. Институт социологии РАН определяет ССП как систему действий и отношений личности, опосредующих здоровье и продолжительность жизни. ССП имеет универсальный характер, который проявляется в его отнесенности со всеми сферами жизни. Движущими силами ССП являются органические, психофизиологические психологические и социальные потребности, потребность в здоровье и в продолжительном (по количеству лет) существовании.
Проблема самосохранительного поведения в молодежной среде исходит из того, что каждый молодой человек может сознательно изменить себя, реализовав самосохра-нительные установки.
Самосохранительные установки - важный элемент мировоззрения молодежи, формирование которого в настоящее время, в период существенных социальных и экономических изменений в обществе, чрезвычайно сложно и противоречиво. Это связано, прежде всего, с тем, что происходит серьезная переоценка нормативных представлений о жизненных ценностях и приоритетах, снижаются социальные нормы и умаляются традиции сохранения здоровья.
Традиционный подход к исследованию ССП связан или с наличием вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр.), или с «профилактическими» видами поведения - посещением врача в случаях заболеваний, занятиями физкультурой, закаливанием, разумным питанием, положительными эмоциями и пр.
Важно отметить, что одной из ключевых задач любого социологического или психологического исследования является поиск причин и объяснение мотивов поведения человека.
Кулиев З.А. За философию медицины здоровья / Вестник российского философского общества. М., 2009. №2 (50). С. 178.
3 Малоземов О.Ю. Особенности валеоустановок учащихся // Социологические исследования. 2005. №11.
С. 110.
Вопросы необходимости изучения поведения, ориентированного на сохранение здоровья, ставились такими учеными, как Е.М. Андреев, В.П. Тугаринов, М.С. Бедный,
Ю. П. Лисицын. Важные теоретико-методологические разработки концепции самосо-хранительного поведения (ССП) были сделаны А.И. Антоновым4, И.В. Журавлевой5, Л. С. Шиловой и О. С. Копиной6.
Указанные авторы пришли к выводу, что в целом ССП означает уровень осведомленности, компетентности индивида в области здоровья и его сбережения, степень соответствия поступков молодого человека требованиям здорового образа жизни, предписаниям наук о здоровье (медицины, санологии, валеологии, гигиены). Проблема ССП заключена в несоответствии, порой резко выраженном противоречии между сознанием молодежи и ее поведением. В этой связи характер самосохранительного поведения может быть как позитивным, так и негативным. Позитивное ССП направлено на сохранение и укрепление здоровья, а негативное, напротив, на его разрушение: это система действий, приносящих ценность здоровья в жертву другим интересам, ради достижения других целей. Негативное или (по В.М. Димову), саморазрушительное поведение, характеризуется нежеланием считаться с нормами здорового образа жизни, что особенно характерно для современной молодежи, которая редко ценит здоровье, не задумывается о факторах, укрепляющих или разрушающих его.
Существуют различные объяснения низкой культуры ССП молодежи. По мнению ученых, подобное отношение к здоровью сложилось в результате недооценки индивида, его роли и потенциала в тоталитарном обществе; в связи с расхождениями, существовавшими между декларируемыми нормами и условиями для их реализации; в связи с приоритетом общественных интересов. Так, по данным социологических опросов, при ответе на вопрос «Если случается, что приходите на работу с недомоганием, что заставляет вас приходить?» респондентами было названо 9 причин для прихода на работу в болезненном состоянии. Около 20% опрошенных указали на «производственную необходимость». Это связано, по мнению, И. В. Журавлевой и Л. С. Шиловой, с распространенным в то время тезисом о приоритете общественных интересов над личными.
Другой причиной низкого уровня ССП предстает недостаточный уровень гигиенической культуры населения, а именно, неосведомленность и неправильное поведение - в питании, отдыхе, трудовой деятельности, а также в отношении факторов риска. Более 50% респондентов отрицают необходимость в получении дополнительной информации по вопросам здорового образа жизни, питания, заболеваний. Сложившаяся в России модель поведения человека была ориентирована не на поддержание и укрепление здоровья, а на лечение возникавших болезней. В результате сформировался иждивенческий стереотип сознания и поведения, когда индивид считал, что максимальную долю ответственности за его здоровье несет государство.
Антонов А.И. Основные положения программы исследования // Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1989.
5 Журавлева И.В. Здоровье и самосохранительное поведение // Население и общественное развитие / Отв. ред. Т.Д. Иванова. М.: Ин-т социологии РАН, 1998.
6 Шилова Л. С., Копина О. С. Различия в самосохранительном поведении мужчин и женщин // Отношение населения к здоровью. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
7 Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М., 2002. С. 100.
Самосохранительное поведение и его показатели разрабатывались в период создания концепции «продвижения здоровья» (health promotion) . Эта концепция была сформулирована в Оттавской Хартии в 1987году и охарактеризована как процесс, позволяющий индивидам повышать контроль над своим здоровьем и улучшать его. Иными словами, продвижение здоровья - это система практических мероприятий, направленных на повышение роли индивида в процессе сохранения и восстановления здоровья. Насущная потребность развития этой концепции интерпретировалась отрицательными тенденциями в состоянии здоровья молодого поколения западноевропейских стран, преодоление которых было возможно только благодаря повышению индивидуальной ответственности за здоровье.
Что касается потребности в продвижении здоровья для российской молодежи, то отечественные ученые подчеркивают тот факт, что единственным оружием современного молодого человека в защите своего здоровья на пути к прогрессу является культура его самосохранения. Она ставит здоровье на уровень высокой ценности, определяет степень активности личности в отношении здоровья, корректирует поведение человека с целью: максимально исключить из жизни факторы риска, позволяет нейтрализовать генетическую предрасположенность к заболеваниям и снабжает его навыками поддержания здоровья, бодрости и долголетия8. Е. В. Дмитриева предлагает определять продвижение здоровья как систему действий, направленных на повышение эффективности
9
индивидуального и социального контроля над здоровьем .
Таким образом, продвижение здоровья - это не функция здравоохранения, а система личностно-индивидуальных мероприятий, направленных на повышение собственного социально-психического благосостояния и на здоровый образ жизни в целом.
Отношение к здоровью - один из важнейших элементов ССП, оно представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния. Отношение человека к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами и субъективными факторами и проявляется в действиях, вербально выражается во мнениях, суждениях и переживаниях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и душевное благополучие10.
В отечественной науке дифференцируют адекватное, разумное, неадекватное, неразумное (беспечное) отношение к здоровью. Поскольку разные виды отношения к здоровью не существуют в чистом виде, целесообразно говорить о степени их адекватности или неадекватности.
В. М. Димов дифференцирует понятие «отношение к здоровью» на две составные части: «самосохранительное отношение и поведение» и «саморазрушительное отношение и поведение». Говоря о самосохранительном сознании и поведении индивида, В. М. Димов отмечает, что это, во-первых, знания о человеке, его природе, сущности, физиологических и психологических процессах, представление о здоровье. Во-вторых, это самопознание, самоанализ собственного состояния здоровья в соответствии с образом жизни, возрастом, особенностями конституции. В-третьих, включение силы воли, ост1р1ого желания реализовать свое сознание в повседневное самосохранительное поведение11.
См.: Отношение населения к здоровью / отв. ред. Журавлева И.В. Ин-т социологии РАН. М., 1993.
9 Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М., 2002. С. 101.
10 Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., 1996. С. 43.
11 Димов В.М. Здоровье как социальная проблема / Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №6.
С.180-185.
Анализируя отношение молодежи к здоровью следует отметить, что, во-первых, студенческий период играет очень важную роль для всей последующей жизни человека; во-вторых, состояние здоровья исследуемой социально-демографической группы характеризуется наличием неблагоприятных тенденций, и, наконец, в-третьих, категория учащихся и студентов обладает высокой значимостью для будущего населения России ХХ1 века, от которого зависит, каким будет этот век. Стереотипы, приоритеты, установки в отношении здоровья, сформировавшиеся сегодня у современной российской молодежи, завтра станут определять тенденции здоровья, самосохранительного поведения и коммуникаций по поводу здоровья всего населения. Изменение негативной направленности тенденций здоровья взрослых людей напрямую зависит от сегодняшнего решения проблем здоровья молодежи.
Отношение к здоровью среди молодежи предполагает выделение трех уровней отражения ССП: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный уровень предполагает совокупность субъективных заключений о здоровье; эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье; поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности индивида по сохранению здоровья, т. е. на ССП. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует активности субъекта, выражающейся в различных здоровых потребностях. Так, например, потребность заниматься физической культурой не является витальной, однако, на наш взгляд, она является социально детерминированной. Осознает или не осознает ее человек в молодом возрасте, ежедневное выполнение элементарных физических упражнений вследствие непосредственного воздействия социального окружения (совета врача, родителей, преподавателей) или вследствие подражания членам референтной группы, через какое-то время становится привычным. Возникает своего рода потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, которые благотворно сказываются на самочувствии и работоспособности человека. На определенном этапе он начинает понимать это, и у него вырабатывается внутренняя потребность в занятиях.
Чтобы достичь состояния полного физического, психического и социального благополучия, молодые люди должны уметь выявлять и реализовывать ожидания, с тем, чтобы удовлетворять их или приспосабливаться к окружающей среде. По нашему мнению, здоровье в этой связи рассматривается не как ресурс для повседневной жизни, а как цель существования. Кроме того, здоровье - это понятие, определяющее общественные и индивидуальные ресурсы, а также физические, психические и социальные возможности индивида, уровень его культуры. И.И. Брехман указывал на тот факт, что сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры, под культурой понимается особого рода отношение - отношение к самому себе, свойственное только человеку. «Часто молодые люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими резервами физического и психического здоровья они обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни»12.
Культура самосохранения является показателем уровня общественного развития, поскольку болезни легче предотвратить, чем лечить. Для здоровья, культуры самосохранения молодежи нужны такие знания, которые стали бы бытием.
Индикатором психологической культуры самосохранения являются действия, направленные на соблюдение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Он формируется, во-первых, через уменьшение и элиминирование факторов риска; во-вторых, через создание условий для сохранения и укрепления здоровья индивидом.
По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие: отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); наличие полезных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции. ЗОЖ предполагает социальную, трудовую, физическую активность; индивидуальный психологический комфорт и благополучие в семье.
Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990. С. 63.
Здоровый образ жизни может быть рассмотрен как индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Антиподом ему выступает так называемый рискованный образ жизни, при котором человек в молодом возрасте своим поведением, потаканием вредным привычкам наносит ущерб своему здоровью, а потом расходует невозобновимые жизненные силы на компенсацию полученного вреда. Отсюда ускоренное изнашивание организма, увеличение вероятности заболеваний и, как следствие, сокращение продолжительности жизни. При таком поведении, образно говоря, молодой человек первую половину своей жизни делает все, чтобы подорвать свое здоровье, а вторую - чтобы вернуть его.
Большую роль в формировании ЗОЖ играют условия жизни, т.е. все опосредствующие и обуславливающие образ жизни факторы. В их числе социальные, материальные, культурные, определяющие образ жизни, и природные, которые, не будучи определяющими, часто оказывают большое влияние на образ жизни, сопровождая его. Условия жизни - материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. В целом, различные формы и проявления индивидуальной и общественной активности, образуют комплексное понятие образа жизни. При этом необходимо отметить, что здоровый образ жизни - это способ деятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни.
В настоящее время становится ясным, что состояние здоровья молодежи невозможно изменить в лучшую сторону лишь только посредством проведения массовых акций спортивного характера, необходим более разносторонний комплексный подход, включающий в себе внедрение в массовое сознание молодежи здорового поведения как ценности, как неотъемлемой нормы жизнедеятельности. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни - именно через его оздоровление и можно поправить положение в относительно короткое время и с минимальными финансовыми вложениями».13
Для того чтобы в молодежной среде сформировалась устойчивая тенденция культуры самосохранительного поведения требуется высокая степень участия и контроля со стороны государства, выступающего в виде «заказчика» услуг по оздоровлению нации. Однако пока мы вынуждены констатировать, что на создание такой культуры не ориентирован ни один социально-экономический или любой другой институт нашей страны.
Разработка и реализация социальных программ по актуализации самосохрани-тельного поведения среди молодежи позволит:
1. обеспечить системный подход к решению основных проблем, связанных с улучшением здоровья населения в целом, и молодежи, прежде всего;
2. определить приоритетные направления социально-психологической политики с учетом потребностей современной российской молодежи, нуждающейся в поддержке со стороны взрослого населения;
3. смягчить социально-экономические последствия, связанные с повышением уровня табакокурения, алкоголизма, наркомании в молодежной среде, в первую очередь путем увеличения спортивных секций, оптимизации интеллектуального и творческого потенциала молодежи.
Вайнер. Э. А. Валеологическое образование, // Высшее образование в России, 1999, № 4. С. 70.
В целом необходимо отметить, что вопросы актуализации стратегии самосохранения и меры профилактики в этой области - важнейшая часть социальной политики в рамках общенациональных проектов России 21 века в области сохранения и укрепления здоровья и повышения его ценности в обществе.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМА САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Аудит оподаткування суб’єктів малого підприємства за спрощеною си...
Криптографічні методи захисту інформації
Індекс прибутковості
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ


Категорія: Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 3431 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП