КООПЕРАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ В НАУЧНОМ ИЗУЧЕНИИ ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Термин «здоровье» широко распространен как важнейшая качественная характеристика состояния человека, имеющая определяющее значение в социальной и персональной жизни в современном обществе. Большинство современных исследователей, изучающих проблему здоровья, определяют его как сложный целостный феномен, включающий в себя в качестве базовых компонентов физические, психические, социальные и духовно-нравственные аспекты здоровья. Физический компонент - базис для диагностики и лечения медициной. В социальном смысле человек воспринимается как существо общественное: обычно здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степенью (активностью) его участия в жизни общества. Психический или психологический уровень здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как единое целое. В этой связи, одним из базовых вопросов психологии предстает выявление критериев определения и путей сохранения психического здоровья как индивидуума, так и в социальном контексте. Психология здоровья стала формироваться в 60-е годы прошлого столетия, с появлением американской концепции «позитивного психологического здоровья». А среди универсально значимых критериев персонального психологического здоровья выступает степень внутренней интегрированности личности, представленная как в общем механизме, так и в конкретных способностях достижения гармоничности, уравновешенности, духовности при базовом векторе ориентации на саморазвитие. В комплексе, психологическое здоровье, проявляя себя особыми характеристиками, присущими выраженному психическому отношению, содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий [1]. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на здоровье человека. Эта составляющая отношения к здоровью во многом зависит от психологической компетентности личности. Последняя, в свою очередь, обусловлена особенностями обыденной психологии и психогигиены того социума и этноса, к которому принадлежит индивидуум. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью, подразумевающая переживания своего здоровья или нездоровья, является крайне значимой в контексте общей самооценки личности, в определении её «линии жизни», «плана жизни», «жизненного стиля». Но эмоциональный компонент в значительной степени еще отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также индивидуальные особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека. Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья [1]. Вышеобозначенная сложность генезиса и эволюции, многокомпонентности и разнообразия проявления процесса достижения и поддержания здоровья требует хорошо скоординированных между разными специалистами действий и весьма дорогостоящих исследований, и хотя ныне предпринимаются усилия в самых разных научных направлениях, таковые недостаточны, и для ликвидации многих существующих пробелов в знаниях должна быть налажена интеграция ведомственной и академической науки. Можно со всей очевидностью заявить, что фундаментальную основу решения этой проблемы обеспечивает медицинская наука, ориентированная в свою очередь на организменный уровень восприятия человека, и ограничиваемая рамками многократно выверенных правил «не навреди» и многих процедур «предосторожности», как в своих исследованиях, так и особенно в практической работе. В ХХ в. были принципиально обновлены взгляды врачей на роль психической составляющей здоровья, и не менее целесообразным будет необходимость определиться со сложившимся в обществе пониманием психологических аспектов здоровья. Информация во всемирной сети - наиболее доступная и чаще всего используемая сейчас в справочных и познавательных целях [2]. И в материалах различных сайтов Интернет можно найти множество моделей, определений и базовых характеристик психологического здоровья, для пользования профессионалов имеется специальная медицинская литература в этой области. Однако, категория «психологическое здоровье» фиксирует в большей степени антропоцентрический эталон здоровья, определяя гуманистическую направленность здоровья, смещая вектор общего развития и детализируя характер актуализации в направлении «собственно человеческое в человеке» [3]. Современные теоретические, экспериментальные и прикладные подходы в психологии личности и психотерапии характеризуют психическое здоровье как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции; меру способности человека трансцендировать («выводить за пределы») свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, при этом выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире [4-6]. В этом случае, понимается, что психологическое здоровье - это состояние, характеризующее процесс и одновременно результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Следовательно, вводится и действует понимание индивидуальной нормы психологического здоровья, то есть определения того лучшего в состоянии, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития. Есть и представления синтезирующие биологические, географические и системные представления, так на этой основе в предложенной Б. С. Братусь многоуровневой модели психического здоровья понимается, что высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, а также за определение общего смысла жизни и отношение к себе и к другим, оказывает регулирующее влияние на нижележащие уровни, характеризуя степень адаптации и формируя общее представление о норме психофизиологического состояния [7]. В фокусе научного изучения находятся достаточно давно факторы и условия внешней среды, которые прямым или косвенным образом воздействуют на здоровье. К числу наиболее существенных из них относятся экологические, именно их совокупность в бытовом общении чаще всего обозначается словосочетанием «плохая экология». Средства массовой информации заполнены материалами и передачами, в которых подробно, в связи с жизнедеятельностью человека, и применительно к определенным регионам рассматривается проблематика факторы среды, отрицательно воздействующих на здоровье людей. Научные исследования этой тематики рассредоточены по множеству дисциплин, для их успеха нужна дифференциация исследовательских интересов, и таковая существует, по факту, более того, все в большей и большей степени происходит тематическая специализация. В геоэкологии и географии человека на пространственном базисе рассматриваются и анализируются разнообразные отрицательные последствия воздействия человеческой деятельности [8]. Отдельным академическим направлением развивается медицинская география, возникшая на стыке интересов медицины и географии. Она изучает природные и социально-экономические факторы и условия географической среды, проявляющиеся в положительном и отрицательном влиянии на здоровье населения, а также исследует закономерности распространения болезней человека. По медицинской линии, медицинская география ближе всего к патологии, эпидемиологии, гигиене; в географии - задействованы методы и теория из биогеографии, геоэкологии и геохимии. В биологических науках проблематика здоровья (адаптации, нормы жизнедеятельности, гомеостаз организма) является одной из наиболее поддерживаемых развитыми государствами, хотя во всем мире инвестиции в эти исследования транснациональных корпораций и вообще частного бизнеса динамично увеличиваются. Все более кардинально обновляются здесь и фундаментальные представления в системе «человек - природа». Так за 35 лет коренным образом изменились представления о наследственности, изменчивости, естественном отборе, порядке развертывания и направлений эволюции биоты, механизме видообразования и фундаментальности существования биологического разнообразия [9]. Открыты уникальные информационные возможности клетки, и в работе В.И. Назарова (2009) утверждается, что в биосфере существует общий для всего живого генофонд, из которого любой вид может черпать нужную ему генетическую информацию. На этой основе родилась концепция горизонтального переноса генетической информации и доминантного воздействия информационного фактора эволюции. И это значит, что на клеточном уровне, организм человека, с его наследственной памятью способен в условиях стресса отвечать на вызов природной среды активным и упорядоченным генетическим поиском для лучшей адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности [10]. В свете таких перемен, безусловно доминирующий ранее популяционный подход, утрачивает свою роль, восстанавливаются системный и типологический подходы, которые ориентированы на индивидуальный уровень рассмотрения. Последний, в своем поле зрения, выводит на первый план целостный живой организм в контексте взаимодействия всех научных дисциплин, изучающих его, и это значит, что знания морфологии, анатомии, эмбриологии, биологии индивидуального развития, многих медицинских направлений в сумме только способны обеспечить целостное восприятие. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения планеты с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией. Еще в XIX в. известный философ и публицист В. С. Соловьев выделил три этапа отношения человека к природе: первый - насильственное изъятие у природы всего насущного; второй - изъятие с «оглядкой» - до сих пор длится у нас, и третий, вероятного будущего - полное прекращения насилия над природой. Близость подходов экологии человека и гигиены подтверждается тем, что в медицинских вузах появился как особый предмет - экология человека, но при сходном названии и декларируемых похожих направлениях в экологии человека в отличии от гигиены проводится линия близости к общественным наукам (экономике, социологии, истории) и географическим дисциплинам. Гигиена же сосредоточена преимущественно на разработке разного рода нормативов и мер профилактики нарушений здоровья, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды [11]. Это актуально, поскольку особенно в последнее столетие было собрано множество убедительных доказательств, что деятельность человека по эксплуатации природных ресурсов наносила, наносит и будет приносить неподсчитываемый и до конца не осмысленный ущерб растительному и животному миру планеты, недрам, воде и почве, и при этом состоянии дел, это сам человек становится заложником собственной политики. Экология человека, являясь отдельной научной дисциплиной, изначально сосредоточена на изучении этих сложнейших взаимоотношенийи его природной среды и человека, в то время как подавляющее большинство других направлений биологии и экологии ориентировано на изучение живой природы, где человек фактически выключен из процесса эволюции и трансформации биосферы. И вполне очевидно, что именно в этом свете вырисовывается и должна решаться сложнейшая психологическая задача -как обеспечить достижение приемлемого равновесия между потребностями и изъятием ресурсов и получением услуг в системе «природа - человек» [12]. Сформировалось и развивается представление о географических объектах как системах, обладающих иерархической структурой - учение о геосистемах. По утверждению В.И. Чупрынина (2008), весь вышеперечисленный комплекс проблематики взаимоотношения человека и природы относится к нелинейным процессам, что предполагает их решение в русле учета эволюционных аспектов и воздействия нелинейности на аспекты сохранения и поддержания здоровья, где определяющая роль может быть отведена идентификации доминантной на конкретный период функции здоровья [13]. Безусловно выдающимися теоретическими разработками для обоснования такой направленности выступают учение Н. И. Вернадского о ноосфере и концепция Геи Дж. Лавлока. Здесь представляется важным предположить, что в основе сохранения здоровья как человека, так и биосферы планеты Земля лежат одни и те же законы. И закономерно будет, что в принципиальной постановке таких проблем окружающей природной среды обнаруживается много общего с системным изучением неблагополучия в человеческом организме. Если объединить накопленный потенциал изучения человека в медицине и творчески интерпретировать результаты исследований окружающей его природной среды можно получить существенное обновление ныне принятых концепций и закономерностей в области взаимоотношений человека и природы. Более того, можно предположить, что имеется некий универсальный ключ к постижению здоровья человека и природы. И логически, продолжая развивать данную гипотезу, осмелюсь предположить, что этот «волшебный ключик» может быть найден только на стыке психологии, географии, биологии с антропометрическими науками. Обоснованием этого предположения, первичной постановкой проблемы, на наш взгляд может послужить запрос «как может человек заботиться о здоровье окружающей его природной среды, если он не заботится о сохранении и поддержании собственного здоровья». Утверждается, что в основе систем лежат петлевые процессы, и именно петля -является начальной формой любой естественной системы - «нет иного способа совместить непрерывное движение мировых субстанций с устойчивостью форм как заставить эти субстанции двигаться в непрерывных круговоротах» [13, 2004, С. 4]. Тогда ответ на первую часть поставленной проблемы, безусловно, может обеспечить и обеспечивает анализ политических событий и социальных процессов, как функциональных систем биосферы. И в крупной аналитической работе, посвященной функциональной психологии, В. К. Шабельников (2004) показал, что основная синергетическая идея может состоять в доказательстве общности строения и логики формирования психики с другими (социальными, биологическими, физическими) природными процессами и системами [14]. Именно в сравнительном аспекте можно сегодня найти основные элементы как сходства, так и принципиальных различий используемой методологической базы. Впрочем, очевидно, что в проблематике изучения здоровья необходимо творческое развитие общенаучных (аналитического, синтетического, системного, количественного) подходов, шире должны применятся методы математического моделирования и публикация в сети результатов прикладных исследований. Функциональные системы, изучаемые в психологии, биологии, физике, социологии имеют общий стержень - они все являются процессуальными системами - организованными потоками процессов, направленных на выполнение функции системы. И характерно, что функции каждой системы логически возникают раньше формы самой системы, представляется наблюдателю как конечная цель или точка отображения процессов системы. Разнообразие представлений в психологии, в отличие от других специалистов, по нашему мнению, позволяет совершенно особым образом представлять гео-биосферную детерминированность современных политических, межэтнических и межрелигиозных напряжений и прогнозировать пути дальнейшего развития социальных систем. Достаточно известна связь между отдельной личностью и социумом, этим взаимоотношениям посвящены работы социологии и социальной психологии. В теории личности успешно разрабатываются тематика мотивации и детерминации потребностей. К ХХ1 в. психология вышла на уровень создания теоретических концепций, способных поднимать и решать проблемы понимания оснований духовного развития человека на всех его уровнях: от уровня организации элементарных психических процессов и способностей, до уровня мотивов, смыслов и природы одухотворенности человека. Психология, развернувшись между философией, теологией и конкретными науками, вынуждена преодолевать как теоретическую и конкретными науками вынуждена преодолевать как теоретическую ограниченность наук, так и абстрактность умозрительных философских и религиозных концепций. Бойко В. В. (2008) среди основных подструктур личности, обуславливающую коммуникативную толерантность, выделяет функциональную подсистему, которая закрепляет различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности. Это, прежде всего, потребности и возникающие на их основе предпочтения и желания. И поскольку потребности, предпочтения и желания связаны с функциональными состояниями жизнеобеспечения и комфорта, личность активно их заявляет и защищает. Любые посягательства на них воспринимает как угрозу благополучию, как наступление на свою бытийность, что объясняет, почему столь низка фактическая мотивация к защите природной среды или ограничению пользования ее благами, нормированию или поддержанию экологической безопасности, ведение здорового образа жизни. И именно в логике психологических теорий возможно удастся выйти на общие принципы и законы формирования функциональных систем. И эти принципы можно перенести в физику, биологию или социологию, в непротиворечивом смысле рассматривать и биосферу, и общество и квантово-физические в виде аналогов психологических систем. Вероятно, такая уникальная способность позволит нам реализовать возможность находки «золотого ключика», с помощью которого ученые способны будут открывать секреты сохранения здоровья как самого человека, так и окружающей его природной среды. Возвращаясь к проблеме единства здоровья человека и окружающей его природной среды отметим, что именно в задачи психологии здоровья входят сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. В таком случае само здоровье рассматривается психологией здоровья в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, его предназначения, в конечном счете, его самоосуществления на Земле. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию. В этом следовании оптимальные организационные меры, инициированные в контексте обеспечения целевой психологической поддержки, должны будут способствовать самореализации человека и повышению его качества жизни. В таком контексте целевым образом развиваются личностные качества, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных связей. Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития, а цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоровья, т. е. представляет собой некую «запре-дельность». При этом психология здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических, однако этим не должна ограничиваться «следованием за болезнью», нужны обоснования алгоритмов по созданию личностных условий индивидуального развития, компенсации и адаптации (в необходимых случаях) к требованиям жизненной среды; обеспечение психологической адаптации личности в обществе. В практическом смысле это означает, что необходимо выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья: а) роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья; б) внутренняя картина здоровья; в) методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности; г) обучение здоровью. В контакте с географами, биологами и экологами должны развиваться сопредельные гипотезы и открываться новые для психологии здоровья направления исследований, таковые должны быть ориентированы на познание ведущих «пружин» взаимодействия человека и окружающей его природной среды на основе холистической парадигмы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КООПЕРАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ В НАУЧНОМ ИЗУЧЕНИИ ПУТЕЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»