МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Непрерывные реформы общественного уклада жизни, проводимые в России на протяжении последних 20-ти лет, сопровождаются глубокой трансформацией способов жизни всего населения страны, вынуждая его приспосабливаться к непривычным условиям существования. Сокращается число рабочих мест, ухудшаются условия труда, распадаются привычные социальные связи, усиливается расслоение общества. Социальные связи, знания и навыки, трудовую мотивацию, коммуникативные модели, - всю систему отношений большинству представителей взрослого населения приходится перестраивать или формировать вновь. В отечественных и зарубежных гуманитарных исследованиях последнего времени наблюдается отчётливый рост объёма исследований, посвящённых различным аспектам приспособления человека в социальной среде. Философы и социологи, психологи и политологи предлагают различные способы осмысления феномена существования личности в контексте радикальных трансформаций российской действительности, определяющими чертами которой стали нестабильность и высокий уровень напряженности социальных отношений. Масштабы и темп перемен не соответствуют адаптационным возможностям большинства населения [Аврамова Е.М., 2002]. Ухудшается здоровье населения, до 80 % которого переживают неблагополучие в той или иной сферах (пре-морбидные формы нарушения здоровья) [Казначеев В.П., Поляков Я.В., Укулов А.И., Мингазов И.Ф., 2000]. Признаки психического неблагополучия фиксируются у подавляющего большинства россиян [Глебов В.В., Аракелов Г.Г., 2007]. Всё это не может не сказываться на физическом, психическом, социально-экономическом статусе трудоспособного населения, которое, собственно, и становится перманентным участником реформ, являясь одновременно и целью, и проводником этих изменений. Складывается парадоксальная ситуация, когда реформы, необходимые для достижения качественно нового уровня жизни, сопровождаются снижением этого качества в силу объективных закономерностей психического функционирования человека. Трансформация существующих и формирование новых, адекватных складывающимся условиям жизни, психологических отношений личности - процесс, не только требующий времени и усилий, но и неизбежно сопровождаемый эмоциональной напряжённостью [Медведев В.И. 2003, Посохова С.Т. 2001]. Рост распространенности психических расстройств в периоды резких изменений общественного уклада очевидно свидетельствует о том, что адаптивные возможности людей различаются, и не все участники перемен в состоянии самостоятельно справляться с переживаемыми противоречиями прежних и складывающихся вновь социальных практик [Александровский Ю.А., 2008]. Об этом же свидетельствуют прогнозы Всемирной организации здравоохранения, согласно которым к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку причин потери трудоспособности. Таким образом, проблема научного исследования процессов психической адаптации человека приобретает особую практическую значимость в современных условиях. Наиболее адекватной теоретической системой, располагающей необходимыми концептами для систематизации знаний о феноменах поведения и реакциях человека, детерминированных динамикой внешней среды, является общая теория адаптации, исторически сложившаяся в биологии, физиологии, медицине и отражающая основные закономерности жизни вообще. Теория адаптации, в силу общности фундаментальных представлений, находит всё большее применение и в клинической психологии для объяснения феноменов человеческого переживания и поведения. Методологический анализ исследований в медицине и психологии, посвящённых адаптации человека показывает, что в процессе исторического становления учения об адаптации, концептуальные представления, послужившие её основанием, претерпели существенные изменения. В результате трансформации значений терминов, используемых для обозначения феноменов адаптационного процесса, и их произвольной трактовки, теория распалась на множество отдельных представлений: что ясно иллюстрирует фрагментарность и частная направленность прикладных исследований. В связи с изложенным выше, актуальной задачей представляется методологический анализ базовых концептов для формирования адекватных научно - методических оснований при исследованиях адаптации человека в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Сам термин «адаптация», используется в научных текстах с разными значениями: а) для обозначения процесса приспособления организма к среде; б) для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии) между ор- ганизмом и средой; в) для обозначения результата приспособительного процесса; г) для обозначения предопределенной «цели», к которой «стремится» организм [Яницкий М. С., 1999]. Анализ используемых методических предпосылок, также выявляет ряд противоречий, определяемых полярностью теоретических конструктов: «устойчивость - эволюция»; «равновесие - развитие»; «гармония - противоречивость» в едином концептуальном поле [Медведев В.И., 2003]. В результате такой многозначности основного термина методологический потенциал всей концепции адаптации существенно ограничивается. Дальнейший анализ позволяет выявить знаменательный факт: в большинстве публикаций акцентируется именно статичная сторона процесса, означаемая первой в приведенных выше парах полярных значений теоретических конструктов; динамическая составляющая процесса не анализируется, оставаясь неким предполагаемым фоном. Этот факт требует специального методологического анализа, поскольку отражает объективное противоречие между возможностями языка, фиксирующего состояния, и процессуальным характером феноменов, которые необходимо описывать. Первый конструкт: «устойчивость - эволюция» отражает сложную динамику адаптационного процесса: нарушение целостности, обусловленное действием внешнего или внутреннего фактора, приводит к активации организма, направленной и на формирование новой целостности, в изменившихся условиях; и на сохранение состояния, предшествующего действию активирующего фактора. В данном случае говорить о возможности достижения состояния адаптированности (равновесия) как о конечной цели адаптационного процесса, представляется методически неправомерным. Объективный феномен жизни заключается в том, что целостный организм пребывает в непрерывном взаимодействии с действительностью и изменяет свои функции в соответствии с изменениями среды, поэтому представление о состоянии искусственно и не отражает сути процесса. Следующей задачей методологического анализа становится фиксация исследовательской позиции. Адаптация, как непрерывный процесс, обеспечивается сложной координацией функциональных систем организма. В зависимости от цели исследования можно выделять и исследовать различные аспекты этого процесса. Так, при исследовании адаптации человека особое значение приобретают психические механизмы, и в психологии традиционно выделяют: психофизиологический, собственно психический и социально-психологический [Березин Ф.Б., 1988] уровни рассмотрения. Однако ошибочно было бы полагать, что описываемые на этих уровнях процессы являются самостоятельными феноменами, они лишь частные проявления единого процесса, фиксируемые локализованной позицией исследователя. Адекватным методическим инструментом научного исследования процесса адаптации является системный подход, который обеспечивает анализ и описание структурных, функциональных и содержательных элементов сложной самоорганизующейся системы, каковой является в исследовании человек, ограниченным объёмом концептов (функциональная система, динамическое равновесие, стресс, отношения личности). При таком исследовании, человека можно рассматривать как сложную динамическую систему, которая испытывает постоянные возмущения со стороны внешних или внутренних факторов и непрерывно изменяет свои функции в направлении достижения равновесия со складывающимися условиями жизни и деятельности. Приспособление или адаптация в этих условиях достигается ценой напряжения функциональных ресурсов организма, за счет определенной «биосоциальной платы». Адаптация при этом выступает в качестве процесса, обеспечивающего формирование условий существования в непрерывно изменяющихся условиях среды, в этом -эволюционный аспект процесса адаптации. В психологическом аспекте адаптацию человека можно рассматривать как процесс формирования адекватных психологических отношений личности в сферах взаимодействия с действительностью, с другими людьми, с самим собой. Результирующим признаком при таком подходе является качество психического и физического самочувствия. В силу инертности функциональных систем и разной степени их реактивности, формирование новых отношений неминуемо проходит через стадию неустойчивости (предельный случай которой достаточно полно описывается концепцией стресса, а в психологии - фрустрации, кризиса, конфликта и т.п.). Специфическим элементом адаптации в её психологическом аспекте является сознательная активность субъекта. Важным фактором психической адаптации человека является (наряду с другими процессами, обеспечивающими отображение действительности), процесс рефлексии, осуществляемой субъектом деятельности, направленный на осознание возможностей, целей и необходимости изменений собственного поведения. Роль сознания в адаптационном процессе состоит в определении направления трансформации существующих психологических отношений и осуществлению усилий для этих трансформаций. Такое понимание снимает ограничение традиционных представлений об адаптации лишь как о процессе повышения или сохранения устойчивости при изменениях внешней среды. Направленность на продолжение эволюции организма, через расширение его функциональных возможностей - важный аспект адаптационного процесса. В психологии изучаемое понятие подробно рассмотрено Ж. Пиаже, который определил адаптацию как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции. Первый из них обеспечивает модификацию функционирования организма или действий субъекта в соответствии со свойствами среды. Второй изменяет те или иные компоненты этой среды, перерабатывая их согласно структуре организма или включая в схемы поведения субъекта. Рассмотрение адаптации в единстве этих ее противоположных направлений является важным условием применения этого понятия в качестве категории, играющей активную роль в объяснении всякого активного функционирования [Пиаже Ж., 2003]. В качестве аналогии можно привести введённый Л. И. Гумилевым термин «пас-сионарность», предполагающий целенаправленное напряжение, энергичную и инициативную деятельность, задачей которой является «взрыв» устоявшегося равновесия и стабильности; не только преодоление неблагоприятных ситуаций, но и активное создание иных условий. Однако попытки изменить условия существования из состояния дезадаптирован-ности могут вести лишь к усугублению этого состояния, поскольку продиктованы не конструктивной направленностью, а инертностью разбалансированной системы. Иными словами, активность в изменении условий существования может считаться адаптивной тогда, когда она имеет позитивную, а не негативную направленность. Под негативной направленностью мы понимаем деятельность, первично направленную на избежание неприятных переживаний (возможные позитивные переживания в этом случае вторичны), тогда как позитивная направленность - есть ориентация на цель позитивного переживания. Процессы аккомодации и ассимиляции, в данном случае целесообразно рассматривать не как единый процесс, а как последовательное изменение тактики действий. Первоначальная попытка привести поведение человека в психологическое соответствие с требованиями условий существования (аккомодация) и последующее, при желании, изменение этих условий (ассимиляция). Фактически процесс адаптации всегда представляет собой двухфазное действие, где этап принятия данности существования сменяется этапом совершения желаемых изменений имеющихся условий. Таким образом, рассматривая пару «гармония-противоречивость», можно подчеркнуть, что гармонизация не тождественна отсутствию противоречий у зрелой личности: в противном случае, это состояние обозначало бы застой, отсутствие стимулов для дальнейшего развития. Особую проблему составляет определение критериев оценки качества адаптации. Традиционно рассматриваются такие признаки, как: достижение возможности выполнения основных задач деятельности, интеллектуальная и физическая работоспособность, развитие в соответствии с внутренним потенциалом жизнедеятельности, максимальное удовлетворение актуальных потребностей, достижение субъективно значимых целей. К косвенным критериям относят: социально-психологический статус, успешность учебной или профессиональной деятельности, глубину и интенсивность социальных контактов и т. п. В таком понимании критериев адаптации легко усматривается уход исследовательской позиции из сферы собственно психологической проблематики. В рамках разрабатываемого методического подхода единственно надёжным и достоверным критерием адаптации для исследователя становится субъективное самочувствие человека, его удовлетворенность. Такая удовлетворённость безусловно свидетельствует о соответствии индивида его условиям существования. А процесс психической адаптации в этом случае - это трансформация психологических отношений личности (в их когнитивном, эмоциональном, мотивационно-поведенческом аспектах) в направлении достижения соответствия условиям его существования. Дезадаптивным, следовательно, следует считать такое поведение, которое сопровождается чувством неудовлетворённости, не позволяет человеку адекватно реагировать на происходящие события. По сути, чувство неудовлетворённости есть результат неприятия фактической данности, сопротивления реально существующему. Таким образом, чувство неудовлетворённости является ключевым признаком психической дезадаптации (причём, фабула или повод этого состояния не имеют принципиального значения). Процесс психической адаптации возможен лишь тогда, когда индивидом реф-лексированы и приняты условия его существования. Дальнейшие задачи процесса адаптации сводятся к формированию адекватных психологических отношений личности. «Вот образ действия, - писал А. А. Ухтомский, - отправляться от того, что есть в человеке, и на нём давать ему тянуться вверх, к высшему. Это и есть подлинная эволюция» [Ухтомский А. А., 2000]. Или подлинная адаптация. Следуя избранной логике, можно сформулировать и ряд сигнальных признаков нарушений адаптации: длительное переживание конфликтов (стресс, фрустрация), невозможность удовлетворения актуальных потребностей, выраженные изменения в эмоционально-личностной сфере (тревога, устойчивое снижение настроения, страх и пр.). В этой связи, примечательны результаты исследования динамики психического и физиологического состояния населения России, начиная с 1993 года [Зараковский Г.М., Медведев В. И., Казакова Е. К., 2007]. Индикаторами психического состояния были выбраны результаты опросов самочувствия и настроения людей. В качестве показателей физиологического состояния исследователями взяты данные государственной статистики заболеваемости отдельно болезнями стрессового происхождения и болезнями другой этиологии. Основной результат заключается в выявлении расхождения динамики психического и физиологического состояний: психическое состояние улучшается, а физиологическое ухудшается. В целом полученные результаты обозначают возможность некоррелированного процесса адаптации психики и физиологических систем. Проведенный теоретический анализ позволяет разработать необходимые методические основания для исследований такой распространённой сегодня формы нарушений психической адаптации, как социально-стрессовые расстройства, отвечающие по своим феноменологическим признакам выработанным критериям нарушений психической адаптации. Направлениями таких исследований должны стать: • анализ стрессогенных характеристик социальной среды, 5. клинико-психологическая оценка качественных особенностей и степени выраженности неврозоподобных и поведенческих нарушений в их связи с уровнем социальной фрустрированности и особенностями социально-стрессовой ситуации, 6. оценка динамики нарушений психической адаптации в связи с изменением социально-экономического положения, 7. индивидуально-психологические особенности личности, детерминирующие качество психической адаптации, 8. разработка методики исследования и анализа реакций целостного организма, человека во всей совокупности его проявлений (медико-биологического, психологического и социально-психологического уровня).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ» з дисципліни «Актуальні проблеми клінічної та прикладної психології»