Почему, анализируя культовое влияние, так часто говорят о контроле над сознанием? Именно в сознании происходят начальные изменения, когда человек оказывается под влиянием деструктивного культа. То, что стабильно, по понятным причинам, не может быть изменено быстро. Например, невозможно модифицировать свойства темперамента. Сознанию свойственна пластичность — если бы оно было иным, то не выполняло бы своих функций в психике как целом. Но это свойство имеет свое продолжение («обратную сторону») — податливость влиянию извне. Сознание — только часть психики, отнюдь не автономная. Его функционирование определяет протекание других психических явлений, а оно в свою очередь зависимо от них. Сознанию свойственна избирательность, его нельзя сравнивать с беспристрастным объективом видеокамеры или другого аналогичного технического устройства. Поступки и все поведение человека направляет содержательная интерпретация наблюдаемых событий, обусловленная потребностями, мотивами, опытом личности. Центральное место в сознании занимает объект, необходимый для удовлетворения потребности. Таким образом, состояние сознания отражает все, что происходит в личности и межличностном взаимодействии, в ближайшем и широком социальном окружении. Факторов, способствующих тому, что сознание становится объектом манипуляции, довольно много. Остановимся лишь на субъективных факторах, облегчающих манипулирование. Первым ключом к установлению контроля над сознанием обращаемого выступает направленная коррекция его психического состояния. Какими субъективными ощущениями новичка характеризуется начальное общение с вербовщиками? Эмоциональным комфортом, удовлетворенностью от того, что появляется возможность или надежда испытать те чувства, которых ранее недоставало. Положительное впечатление новые знакомые пддкрепляют тем, что от них можно услышать массу приятно звучащих и часто повторяемых слов («правда», «рай», «христианский мир»...). Нетрудно прийти к заключению, что люди, у которых эти слова постоянно на языке, заняты каким-то большим, добрым делом. Постепенно формируется установка на ожидание радостных событий, восторженных переживаний. Вхождение в культ дает адепту ощущение причастности к чему-то важному, прекрасному, светлому. Сплоченность группы дает возможность почувствовать свою защищенность. Переживать ее помогает властность лидера, разыгрывание им роли отца. Культ также позволяет поверить в свою избранность, приобрести доказательства своего умения найти нечто исключительное, сделать правильный жизненный выбор. Содержание культовых идей, их конструктивность, стройность логических построений не имеют особого значения. Главное, чтобы они были связаны с какой-либо основной потребностью личности ощущать свою защищенность, чувствовать уважение со стороны других, потребностью самореализации (самосовершенствования, раскрытия своих способностей). Чем более значима потребность, удовлетворение которой обещают, тем сильнее будет эмоциональный отклик. Удержание в культовой общине Чтобы крепче удержать приверженцев деструктивного культа, у них формируют специфическую мораль и нравственность, подавляют самостоятельность и внутреннюю свободу. С этими целями в таких культах создаются особые условия, способствующие ослаблению психологической устойчивости и ухудшению физического состояния его членов, особенно «новобранцев». Человеком, находящимся в таком состоянии, легче манипулировать. Часто это поддерживается скудным, однообразным питанием, отсутствием необходимых для восстановления сил бытовых удобств, истощением, связанным с недосыпанием и переутомлением из-за монотонных занятий и молитв. Объясняется это тем, что без этого невозможен «переход в новое качество», «в высшие миры». Сохраняющиеся связи членов деструктивного культа с родительской семьей препятствуют установлению тотального контроля над личностью. Поэтому проповедуется уход из семьи, а родительская любовь объявляется животным, звериным инстинктом. Община стремится не оставлять своим последователям ни одной минуты свободного времени, регламентировать любое их желание и выбор — от одежды до супруга. Если член деструктивного культа постоянно занят напряженной деятельностью, неважно какой, то у него не остается времени для уединения, размышления, осознавания того, что с ним происходит. Адепт в таких условиях теряет способность мыслить критически, адекватно оценивать окружающих, доходит до физического и эмоционального истощения, в результате чего повышается его внушаемость. Основными средствами, позволяющими сохранять зависимое поведение, являются следующие. Принятие культовой лексики и терминологии приводит к изменению стиля мышления, восприятия и оценивания, втиснутого в упрощенные схемы и стереотипы. Преобразование картины мира, исчезновение полутонов, доминирование черного или белого. Устройство мира воспринимается исключительно в соответствии с культовыми трактовками, деятельность культа становится стержнем всей человеческой истории (Хассен, 1988). Важнейшая функция сознания — интеграция всей поступающей и хранящейся в памяти информации. Эта функция оказывается расстроенной, поскольку отсутствует целостность картины мира. Противоречия свойственны мировоззренческим представлениям любого деструктивного культа. Наиболее часто встречается двойная мораль в отношении к «своим» и «чужим» (т. е. всем остальным людям). Осознание противоречий находится под запретом. Будучи вытесненными из сознания, они не прекращают своего разрушительного воздействия на психику. Отбор информации из внешнего мира. Практически во всех культах ограничивается информация из внешнего мира, поддерживается установка на восприятие критики культа как лжи, как козней дьявола. Для лидеров культов любые источники информации, способные пробиться к разуму, — конкуренты в борьбе за сознание адептов. Например, Виссарион (основатель Церкви последнего Завета) считает, что «разум является помехой духовного развития, нужные знания духовно развитому человеку будут даны Богом». В культах намеренно и направленно принижают значение интеллекта, препятствуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. С этой целью, например, на семинарах в церкви Муна при вербовке обращаемого его ни на минуту не оставляют одного. Провозглашаемый тезис о расширении сознания на деле приводит к его деформации. Пространство сознания, занятое социальным миром, сужается, ослабевает интерес к событиям, происходящим в обществе, на работе, в семье, у друзей. Социальное бытие никакой суррогат заменить,не может (так человек устроен), поэтому неизбежно наступают негативные личностные изменения. Расширение сознания до масштабов Космоса, слияние с Истиной, с Духом и т. п. является иллюзией личностного развития и совершенствования. Все эти устремления имеют цену лишь тогда, когда тем или иным образом, прямо или косвенно, способствуют повышению социальной адаптации личности, развитию способностей и потенциалов, как собственных, так и других людей, гармонизации межличностных отношений. Без этого направленное изменение сознания, по сути, игра с ним, далеко не всегда безвредная для самого человека и для тех, с кем он связан значимыми отношениями. Слом сознания может быть осуществлен и на психофизическом уровне. Этому способствуют сенсорная депривация и монотония (многочасовые молитвы, медитации, повторение простых словесных формул, физическая неподвижность или жесткий ритм движений). Субъективно же деформация сознания воспринимается иначе, например как «неописуемое ощущение открывающегося сознания» (Хассен, 1988). Рассмотреть деятельность деструктивного культа только в психиатрическом или только в криминальном аспекте, как это иногда предпринимается, не удается. У людей, попавших под влияние деструктивного культа, действительно происходят заметные изменения в сознании и поведении. Близкие люди могут воспринять это как сумасшествие, результат «программирования», «промывания мозгов». Однако вера в любых ее формах является следствием внутреннего выбора подготовленного многими предшествовавшими событиями, особенностями образа жизни. Она возникает как результат готовности быть преданным большой идее. Что касается психиатрического диагноза, то вряд ли его точность должна быть в центре внимания. Дискуссия о градациях расстройств не должна заслонять главного — пагубности последствий культового рабства для личности, семьи, общества. Деструктивный культ разрушает личность. Лидерам такого культа не нужна личность, но нужен раб. Добровольные рабы нужны для выполнения лишь нескольких функций — обслуживания и обогащения своего лидера. Создать у них иллюзию счастья проще, а главное, намного дешевле, чем вывести на путь к свободному саморазвитию, подлинному духовному обогащению, переживанию настоящей радости. Заботиться о сохранении и укреплении здоровья другого человека совсем непросто. Какой лидер, преследующий свои эгоистические цели, будет заниматься таким трудным делом, если можно использовать здоровье новых членов? Когда члены деструктивных культов заболевают или их производительность сильно снижается, с ними расстаются и забывают о них. С этого момента заботу о них перекладывают на государство. В случае упреков в негуманном поступке обычный ответ представителей культа примерно таков: «Он сам виноват в происшедшем, человек, полностью преданный нашим идеям ("истинному отцу", "истинной матери"...), не имеет проблем со здоровьем». Здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия. Каким может быть состояние молодых людей, имеющих напряженные отношения с близкими, лишенных свободного времени, отдыхающих 3-4 часа в сутки, съедающих по горсти риса? Здоровье приверженцев деструктивных культов — только одна плоскость этой большой проблемы. Не менее важно огромное социальное значение данного явления. Многие из тех, кто попал под сектантское влияние, остаются навсегда потерянными для общества. Хотя от некоторых защитников такой своеобразной свободы религиозных организаций можно услышать хвалебные речи, не верится в благополучие человека, который проклял своих отца и мать, отторгнул друзей, не имеет права читать книги и журналы, смотреть телевизор... Недооценивается значение различных личностных изменений при укрепившейся сектантской фанатичности — в мировоззрении, жизненных ценностях, мотивах личности. С конца октября 1993 г. по 19 ноября 1993 г. на Украине было задержано около 800 членов «Белого братства». Многие были обследованы в медицинских учреждениях высококвалифицированными терапевтами, психиатрами, психологами. Только у нескольких имелись явные психические расстройства. Большинству «братьев» была необходима психологическая коррекция (а не лечение). Деструктивные культы — проблема не только психиатрическая. В ее решении должны принять участие и педагоги, и психологи, и социальные работники, и, конечно, ученые. Это проблема всего общества и государства. Иногда зависимость от деструктивного культа объясняют гипнотическим влиянием. Гипнотическое состояние, формируемое другим лицом (гетерогипноз), не можетчсохраняться долго. В гипнотическом состоянии сохраняется сила моральных запретов, принятых личностью. Внушение (суггестия) и введение в гипнотическое состояние связаны, но имеют значительные различия. Обучение гипнозу — обязательный раздел в современном обучении практически каждого врача-психотерапевта. В соответствующих условиях при добровольном согласии пациента или того, кто выступает в роли пациента, эту процедуру (выполняя правила) может осуществить большинство из нас. Внушение — более широкое понятие, оно встречается чаще и характеризуется большим разнообразием проявлений и последствий. Каждый человек с большей или меньшей силой «излучает» свое настроение. По этому признаку люди могут значительно различаться. Встречается немало людей, обладающих природным даром «заражать» других людей своими чувствами, настроением. Заражение (или «наведение») может быть результатом специально организованного воздействия. Наведенное настроение обусловливает определенный вид поведения. Внушение и психическая заразительность могут, вероятно, объяснить более широкий круг явлений сектантского влияния. Наведенные переживания оказывают довольно сильное воздействие на психику. Возможны подавление критическое восприятие, разрушение табу, смещение ценностных ориентации, изменение убеждений. Такие психозы известны человечеству давно. Человек, вызывающий психическую эпидемию, обладает повышенной способностью к внушению, убеждению. Эта способность чаще всего является врожденной и не связана с уровнем культуры индивида, его душевным развитием и здоровьем. Замечено, что не имеет решающего значения содержание «заразной» идеи, ее ложность или истинность, ничтожность или величие. Передаваться может навязчивое движение (икота, гримаса), верование (в ведьм и демонов, в сглаз), эмоциональная реакция (страх заразиться СПИДом, отравиться плохой водой, попасть под астральный удар). Сегодня, по мнению сотрудников Центра им. В. П. Сербского, вера в экстрасенсорику, существование бесов, различные модификации религиозных идей приводят к наиболее тяжким преступлениям. В психологии одурманивание, применяемое деструктивными культами, чаще обозначают понятиями контроль сознания или реформирование мышления. Добавим, что последователи деструктивных культов против этих понятий, против объективного научного анализа их деятельности. Они активно выступают против употребления понятий «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», в том числе с судебными исками. Их больше устраивает термин «нетрадиционное религиозное образование», и нетрудно понять почему. Религиозные организации, в отличие от коммерческих, имеют ряд финансовых льгот, которые позволяют преумножать богатство культовой группы. Слово «нетрадиционный» весьма привлекательно, особенно для молодых людей. Но главное — словосочетание «нетрадиционное религиозное образование» ничего не проясняет и поэтому не имеет негативного оттенка. Деятельность деструктивных культов пропитана ложью, на лжи и увертках строится защита от тех, кто предупреждает об опасности таких культов. Их защитники хотят выглядеть борцами за свободу совести, за право выбора вероисповедания. Неотъемлемой частью свободы совести является свобода выбора вероисповедания, право самому выбирать во что верить. Каждый может верить в того, в кого хочет. Разрушительное влияние деструктивных культов не в их верованиях, а в методах деятельности — в обманных методах управления сознанием и поведением людей, в сокрытии от них истинных целей вовлечения в культ и того, какие наиболее вероятные изменения личности их ожидают в будущем вследствие вовлечения в культ.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Манипулирование сознанием на стадии вербовки» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»