Деструктивные культы весьма разнообразны и по содержательной направленности, и по форме. Различия между отдельными сектами значительны, что, безусловно, требует внимательного рассмотрения. Тем не менее большинство деструктивных культов имеют немало общих черт. Выделить их важно, чтобы понять суть этого феномена. Такие культы объединяет то, что все они обращаются к духовным потребностям человека — потребностям ощущать смысл жизни, прояснить свое место в жизни человечества, достигнуть совершенства, верить в бессмертие души. Основными чертами деструктивных культов являются: экстремизм — приверженность к крайним взглядам и мерам, революционность в суждениях и делах. Последняя предполагает стремительность действий, нежелание учитывать законы природы и общества, нетерпимость к инакомыслию. Сомневающиеся или несогласные должны быть обращены в «истинную» веру, а противники едино верно верного учения — уничтожены. Не желающие стать счастливыми должны быть «осчастливлены» насильно. Варианты конца света различны: мировая атомная война, страшная эпидемия, тотальная моральная деградация человечества и т. д. Однако конец света наступит не для всех — называются некоторые географические точки, в которых можно будет спастись, или предсказываются исключения, разумеется, для образцовых членов секты. Для многих деструктивных культов ожидание конца света становится организующим принципом и сплачивающим фактором, основой мировоззрения. Согласно психоаналитическим трактовкам, страх конца света есть скрытое желание конца света. По ходу становления деструктивного культа происходит перенос агрессии изнутри вовне, подавляемая агрессия выплескивается. Это раньше или позже приводит к противоправным действиям, конфликт с властями, антиобщественным деяниям. Такие акции создают у приверженцев деструктивного культа впечатление угрозы извне, что усиливает групповую сплоченность. Тупик в идейном развития, неустойчивое состояние общины, ослабление согласованности нередко преодолевается акцентированием ценности очищающего смертельного испытания. Необходимость группового самоубийства подается как единственный способ защиты перед лицом угрозы, обостряет страдания. Однако истории известны случаи групповых самоубийств, совершенных в осажденных городах Римской империи (чтобы избежать рабства), старообрядцами в России, некоторыми африканскими племенами. Таким образом, вряд ли эти поступки связаны лишь со скрытым желанием приблизить конец света. Конец света фигурирует не только на словах. В 1978 г. весь мир потрясло сообщение о том, что в Гайане 914 последователей преподобного Джонса, прибывших с ним из Сан-Франциско, выпили по его приказу земляничный напиток с добавлениями успокаивающих, обезболивающих лекарств и смертельной дозой яда цианида. Это был массовый суицид политико-религиозной организации «Народный храм» {People's Temple). В 1994 г. в Швейцарии произошло массовое самосожжение членов тайного оккультного ордена «Храм Солнца». Довольно часто целью сектантов является мировое господство. Сектантский дух может быть умело закамуфлирован (чтобы облегчить работу вербовщикам), община и ее руководители имеют достаточно респектабельный облик. «Идейные искания» подчинены стремлению к власти и денежной наживе (цели вполне земные и взаимосвязанные). Такие сообщества имеют четкую иерархическую структуру, используют достижения современного менеджмента, приемы тонкого манипулирования людьми, придерживаются полувоенной дисциплины. В сектах часто проповедуется самоотречение, смирение, подчинение. Особое значение для успешной деятельности организации имеет ее лидер, его личностные особенности (сильно развитое волевое начало, способность к внушению, умение манипулировать людьми и др.). Лидер внушает пастве, что ему присущ некий дар, сверхъестественные способности. Дар нередко демонстрируется с помощью более или менее тонких трюков. Обычное явление — культ лидера сектантской общины. Власть, которую лидеры имеют в секте, для большинства из них — специфический способ преодоления собственных личностных проблем. Способ антигуманный, потому что в свое саморазрушающее поведение они вовлекают других. Не задумываясь о судьбе последователей, они делают их инструментом борьбы со своими личностными проблемами. Не имея мужества посмотреть на себя истинного, они закрывают фальшью свое «Я» от себя самого и от всего мира. Душевную неуравновешенность и духовное уродство лидеров выдает отсутствие вкуса и чувства меры в делах и высказываниях. Однако среди основателей деструктивных культов есть немало людей без комплексов и внутренних конфликтов, умелых практических психологов, весьма талантливых ораторов и организаторов, не слишком щепетильных в выборе средств на пути к власти и богатству. В сектах взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что усиливает обособленность деструктивного культа от окружающего мира и нарциссизм у приверженцев. Под нарциссизмом в психологии понимают повышенную чувствительность к оценкам со стороны других людей, преувеличенное чувство собственной значимости. Предназначение «спасти человечество» часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным — «кто не с нами, тот против нас». Членам деструктивных культов внушают чувство элитарности, высокомерное отношение «к толпе». Сектанты глядят свысока на остальных, непосвященных. Эта позиция насаждается среди них особенно усердно, внушением и другими средствами. Если бы ощущение собственного совершенства, высокой духовности не было навязанным, «деланным», то рядом с верой в то, что ты можешь служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение «к младшим» братьям, отстающим в духовном росте. Верным признаком духовного совершенства является терпимость. Огонь безумства и жестокости танцует в душе истовых последователей деструктивного культа. Языки этого пламени могут задеть любого оказавшегося рядом. В прессе промелькнули сообщения о таком происшествии. Известная в России фотомодель, отдыхавшая в одном из подмосковных пансионатов, подверглась нападению со стороны членов одной из сект. Десять особей мужского пола встретили фотомодель на лесной тропинке, их возмутила ее эффектная внешность. С криками «Ведьма! Прислужница Сатаны!» они набросились на молодую женщину и стали избивать ее палками. У сектантов было намерение, по их словам, «изгнать из нее дьявола, а затем сжечь на костре». Владение карате и преданная собака помогли женщине отразить нападение религиозных фанатиков и остаться живой. Еще одна характерная черта деструктивных культов — нетерпимость к иному мировоззрению, иным взглядам, к поклонению другим богам. Последний шаг — признание необходимости физического уничтожения «неверных» — помраченное сознание не воспримет как чрезвычайный. В рамках усвоенной логики, принятого в секте мышления и ставшего привычным отношения к окружающим такой шаг закономерен. Философские доктрины у разных деструктивных культов различны, сходство их в том, что у подавляющего большинства они эклектичны и убоги. Сплоченность поддерживается не идейным единством, а суггестивным влиянием лидера, его умением манипулировать людьми, эксплуатировать влечение членов организации к мистическим переживаниям. Если лидеру свойственна достаточная психическая уравновешенность, некоторая общая культура, способность к философским размышлениям, он редко выбирает апокалипсический вариант развития своей организации. Стремясь к расширению влияния, он не теряет чувства меры, ценит достигнутые жизненные блага, преимущества своей сытой жизни и не желает испытывать судьбу. В качестве примера деструктивного культа можно взять дианетику (сайентологию). Дианетика построена как совокупность аксиом. В математике и других науках такой стиль мышления вполне согласуется с духом наук, оперирующих абстракциями. Но в таких науках вслед за формулировкой аксиомы рассматриваются пеночки выводимых из нее следствий. Так делается до тех пор, пока следствия не могут быть соотнесены с тем, что известно в науке, что доказано, или с тем, что обладает очевидной ясностью. В книге Хаббарда о душевном здоровье нет и привычных для литературы такой тематики описаний случаев из практики, анализа наблюдений за реальными пациентами, развернутого сравнения разных трактовок и взглядов па обсуждаемое душевное неблагополучие. И. П. Павлов говорил, что «факты — это.воздух ученого». Рон Хаббард (основатель дианетики) не приводит доказательств даже к центральным положениям своей концепции. Он излагает ее так, как будто в мировой науке никто до него о проблемах здоровья, в том числе душевного, не задумывался и не смог хоть сколько-нибудь продвинуться в их разрешении. В то же время, что не раз отмечено критиками Хаббарда, нетрудно видеть источники заимствования многих его положений. Давая советы, Хаббард не обременяет себя указанием области их использования, не считает необходимым при следовании правилам дианетики учитывать показания или противопоказания к их применению. Психическое здоровье индивида, его психологическая устойчивость и душевное равновесие определяются закономерностями, не только общими для любой психики, но и культурными, историческими, социально-экономическими факторами, а также генетическими, морфологическими, психофизиологическими, типологическими. Без учета характеристик среды, жизненной ситуации, параметров индивидуальности ни эффективное обучение, ни эффективная терапия невозможны. На эти принципы опираются самые разные психологические, психотерапевтические, дидактические теории. В современной науке это стало общепринятым и обязательным для любого, утверждающего, что он разрабатывает научные методы. Сообщать человеку, прошедшему тестирование, что у него есть личностные проблемы (не зная, есть ли у него желание, время, деньги для устранения проблем с помощью сайентологов), значит наносить психическую травму обследуемому. Внушение необходимости пройти цикл семинаров, убеждение в том, что это единственно надежный путь решения проблем, формирует психологическую зависимость, является формой манипулирования сознанием. Психологическая зависимость ослабляет способность личности нести ответственность за себя, свои решения и поступки, мыслить самостоятельно, ограничивает ее адаптивный потенциал. В любую историческую эпоху находились люди, предрасположенные к тому, что оказаться под влиянием харизматического лидера и идти за ним хоть на край света. Но не следует забывать и о противоположном — были и будут люди с неприятием любого культа, не поддающиеся обаянию харизмы. Вряд ли сайентология получит значительное распространение в России. Во-первых, философия индивидуализма и фанатичного стремления к успеху чужда российскому менталитету. Во-вторых, в настоящее время сайентологию определенная часть населения воспринимает как один из возможных подходов к самосовершенствованию и коррекции психических качеств. С формированием цивилизованного рынка услуг психологов и психотерапевтов, с повышением психологической грамотности населения ее популярность будет уменьшаться. В настоящее время дианетику нередко еще воспринимают как новое, нетрадиционное направление целительства. Настороженное отношение к народному целительству увеличивается — все больше накапливается негативного опыта от услуг целителей. С уходом в прошлое смутных времен, с разрушением стереотипа оценки всего зарубежного как лучшего, с разрушением надежд на помощь от магов всех мастей у россиян появится здоровый консерватизм и критическое отношение к экзотике в сфере духовности, неверие в то, что кто-то (в том числе и последователи Хаббарда) за тебя решат твои проблемы лучше, чем ты сам.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Штрихи типового портрета культовой обширны» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»