ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Природа зависимого повеления
Почти любое человеческое увлечение (играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями, спортом, противоположным полом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т. д.) в своих крайних формах, достигая накала страсти, может приводить к саморазрушающему поведению и угрожать здоровью. Однако не следует уравнивать перечисленные пристрастия в плане опасности для сохранения самодостаточности, автономности личности, ее психического здоровья.
► Зависимое повеление — это поведение риска, т. е. такое поведение, которое ведет или таит в себезначительную опасность привести, к разрушению личности, психическим и соматическим болезням, смерти. Практически всегда та или иная зависимость возникает в ходе определенной активности, определенного поведения, действий, акций. Проявляется она наиболее явно также в поведении, характерном для одного из видов зависимости.
К основным видам зависимости относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркотизм, токсикомания, лекарственная зависимость, никотинизм), акцентуированная активность (игромания, интернет-зависимость, трудоголизм, сексомания) и культовая зависимость. Вместе с тем полный перечень зависимостей вряд ли может быть составлен: появляются новые виды зависимости, есть мало распространенные виды зависимости.
Стремление человека к переживанию радости вполне естественно. К сожалению, на пути к ней человеческую душу поджидает множество искушений и обманов. Таким искусителем могут оказаться праздники — те самые праздники, которые были и будут у каждого народа, в каждом обществе. Праздник — это традиция, которая рождает у человека чувство общности и принадлежности к семье, определенной группе, обществу, нации. С праздниками возникает уверенность в собственной значимости, а без них усиливается голод на эмоции. Душа социальна но самой своей природе, одно из следствий этого свойства — потребность ощущать, что «я такой же, как все», непосредственно чувствовать свою нормальность, без раздумий и логических доказательств. Кроме этого, праздник имеет и другие плюсы. Он дает возможность раскрепоститься, забыться, поддерживает душевное равновесие личности. Есть ли у праздника оборотная сторона? Да, есть. Человек может попасть в зависимость от атмосферы праздника. Неумение ценить будни, находить в них радость — опасно. Если краски жизни вспыхивают только в праздник, то возникает эмоциональная зависимость от праздника.
Британские медики обнаружили, что в последние годы возрастает количество людей, попадающих в зависимость от шоколада. Нездоровой страстью к его потреблению охвачены около трех четвертей женщин Великобритании. Наиболее сильна «конфетомания» у неработающих женщин. Вот что сообщает о себе и шоколаде 34-летняя женщина: «Я отвратительно себя чувствую, когда у меня его вдруг не оказывается. Раньше я считала, что у меня обычные женские капризы, но, когда начала воровать шоколад у своих детей, поняла, что это настоящая болезнь. Я даже встаю ночью, чтобы съесть хоть кусочек».
В составе шоколада есть вещества, по своему действию напоминающие некоторые наркотики. Но, чтобы впасть в состояние, схожее с наркотическим опьянением, человеку среднего веса надо съесть за один присест 11 килограммов шоколада. Так что говорить о физиологической зависимости в этом случае вряд ли возможно.
Дело не в том, что шоколад стимулирует нервную и сердечно-сосудистую систему. Природные стимуляторы есть и в других продуктах. Вероятно, важнее возникающий с детства стереотип восприятия шоколада как знака внимания, поощрения, праздничного угощения. Ощущая недостаток ласки, поглаживаний, человек стремится его заместить чем-то другим.
Физиологическая зависимость для человека — не самая страшная беда. Попав в секту, человек не испытывает физиологической зависимости. Страсть к азартной игре также не создает таковой зависимости. Страсть эта стара как мир. Карты, бега с тотализатором, рулетки, лотереи, игральные автоматы... и, наконец, компьютерные игры.
Зависимое поведение далеко не редкость. Возьмем в качестве примера игроманию. В США, по некоторым данным, насчитывается около 3 млн. человек, испытывающих непреодолимую потребность в игре и нуждающихся в психологической помощи.
Зависимости, лишающие личность свободы, разрушающие организм, имеют разный облик. Навязчивое желание съесть конфету делает человека несколько менее свободным лишь в одном плане — в выборе пищи. Потребность периодически закурить сигарету не только ограничивает свободу, но и наносит ощутимый вред организму. Злоупотребление алкоголем губит и тело, и душу, и дух.
Ощущая внутреннюю пустоту, человек пытается избавиться от этого неприятного чувства и начинает наполнять себя вином, наркотиком, верой в свою избранность... Затем обман становится явным, но привитая самим себе страсть растворяет веру в способность расстаться с ним.
Каждая зависимость имеет свои особенности, но все они ограничивают внутреннюю свободу человека, нарушают его душевное равновесие, наносят вред здоровью, лишают спокойствия близких людей.
Частой причиной попадания в зависимость является эмоциональный голод. Однако эта причина не единственная. К возникновению зависимости может вести длительное эмоциональное напряжение, пресыщение, вызываемое необходимостью глубоко включаться во многие происходящие события. Врожденные и приобретенные особенности личности могут вызывать напряжение, чувство душевного дискомфорта и создавать почву для возникновении зависимости. К ним часто добавляются стрессоры окружающей среды: скученность, характерная для больших городов, общее ускорение ритма жизни. Если объем переживаний превышает индивидуальные возможности человека, то он переживает затяжной эмоциональный дискомфорт. В своем стремлении избавиться от него человек находит не всегда адекватные средства. Особенности личности при сниженной психологической устойчивости и склонности попадать в зависимость повлияют лишь на конкретный вид зависимости.
Зависимое поведение возникает при сниженной сопротивляемости — ограниченной способности к сохранению свободы поведения, общения, выбора образа жизни. Свободу или несвободу личности характеризует пространственный аспект ее бытия — пространство отношений с миром людей, живой и неживой природы. Граница личностного пространства необходима, но она не может быть жесткой, непроницаемой. Если граница отсутствует, личность растворяется, теряет свободу, независимость, автономность. Во втором случае (в стремлении возвести стену) личность отгораживается от других и принимает либо химеру негативной свободы (сверхценность «свободы от одного, второго, третьего...»), либо химеру помощи среды в виде психоактивных препаратов, отказывая себе в самодостаточности, автономности. Здесь принимается сверхценность таблеток или напитков, несущих «кайф», общего дела с «братьями и сестрами», исключительная ценность одной группы людей (в случае культовой зависимости), либо принимает сверхценность одного вида активности (игры, секса, работы) и верит в его способность заменить весь остальной мир. И то и другое представляет собой обесценивание отношений с остальной частью мира, является деформацией личностного пространства, нарушающей соразмерность плотности границы. Границы оптимальны, если они гибкие, подвижные и проницаемые, поскольку по природе своей человек — открытая система.
Основные причины акцентуированной активности: редуцированное личностное развитие и неполноценное функционирование в сфере духовного бытия, в направлении познания и самопознания, межличностного взаимодействия. Эта зависимость возникает как некоторый вариант компенсации, преувеличения ценности событий, порождаемых в акцентуированной активности (труде, игре, сексе), как попытка заслонить значение иных ценностей, не связанных с акцентуированной активностью.
Основные причины культовой психологической зависимости:
дисгармония (снижение самодостаточности, аутентичности при дефиците самоидентификации, ослаблении чувства социальной принадлежности к определенной достаточно отчетливо очерченной группе);
дисадаптация (фрустрированная потребность принятия другими, авторитетности в некотором кругу, уважения и самоуважения подталкивает индивида к более глубокому погружению в интеракцию.);
духовный кризис (неспособность принять истинные ценности и следовать им).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Природа зависимого повеления» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит місцевих податків. Аудит податку з реклами
ПОНЯТТЯ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА КЛАСИФІКАЦІЯ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ
СУТНІСТЬ ВАЛЮТИ ТА ВАЛЮТНИХ ВІДНОСИН. КОНВЕРТОВАНІСТЬ ВАЛЮТИ
Аудит загальновиробничих витрат
Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (30.01.2012)
Переглядів: 777 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП