ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Групповая изоляция
Психологический анализ данных ситуаций провел В. И. Лебедев (1989). Он обращается к истории научных экспедиций, зимовок в Арктике и Антарктике, длительных плаваний на кораблях и плотах. Большое количество наблюдений подтверждает, что небольшие группы перед лицом трудностей и опасностей сплачиваются еще сильней. При этом люди сохраняют в своих взаимоотношениях чувство сердечной заботы друг о друге, нередко жертвуют собой во имя спасения товарищей. Ярким примером может служить экспедиция к Южному полюсу, возглавлявшаяся Р. Скоттом, девять месяцев на арктической льдине сплоченно работала четверка папанинцев.
Однако история научных экспедиций и плаваний знает и немало печальных случаев разобщенности людей, попавших в условия длительной групповой изоляции. Так, в первый международный полярный год (1882-1883) американская экспедиция высадилась на Землю Элсмира (Крайний Север). В условиях групповой изоляции между членами экспедиции начали возникать конфликты. Для наведения порядка начальник экспедиции Грилли использовал систему суровых наказаний. Даже прибегая к расстрелу своих подчиненных, он не сумел справиться с порученным ему заданием. В 1898 г. небольшое судно «Бельжика» осталось на зимовку у берегов Антарктиды. Во время зимовки у членов экипажа появились раздражительность, недовольство, недоверие друг к другу, стали возникать конфликты. Два человека сошли с ума.
Советский полярник Е. К. Федоров пишет, что «в маленьких коллективах складываются своеобразные отношения... Пустяковая причина — может быть, манера разговаривать или смеяться одного — способна иной раз вызвать... нарастающее раздражение другого и принес i и к раздору и ссоре». Конфликтность, агрессивность, возникающую, казалось бы, без видимых причин, Р. Амундсен назвал «экспедиционным бешенством» («болезнь, о которой ни слова не говорится в медицин ских справочниках»), а Т. Хейердал — «острым экспедиционитом». «Это психологическое состояние, когда самый покладистый Человек брюзжит, сердится, злится, наконец, приходит в ярость, потому что его поле зрения постепенно сужается настолько, что он видит одни лишь недостатки своих товарищей, а их достоинства уже не воспринимаются».
В социально-психологических исследованиях психологов и врачей убедительно показано, что с увеличением времени пребывания полярников на антарктических станциях вначале появляется напряженность во взаимоотношениях, а затем и конфликты, которые за 6-7 месяцев зимовки перерастают в открытую враждебность между отдельными членами экспедиции. К концу экспедиции значительно увеличивается число изолированных и отвергаемых членов группы. Комплексное медико-психологическое обследование 13 гидрометеорологических станций за Полярным кругом, проведенное И. К. Келейниковым, показало, что на всех станциях имеются более или менее выраженные нарушения в сфере взаимоотношений, приводящие к конфликтам и появлению «отвергаемых». И. Ф. Рябинин и другие, проводившие исследования на полярных и высокогорных гидрометеорологических станциях, на которых живут по 4-7 человек, отмечают, что больше всего огорчают зимовщиков конфликты. «Полярники говорят в один голос: избавьте нас от конфликтов, все остальное придет само». Авторы приводят случаи, когда из-за конфликтности приходится в условиях полярной ночи снимать со станций не ужившихся людей. В ряде случаев конфликты разрешаются убийством или самоубийством (Лебедев, 1989).
А. А. Леонов, В. И. Лебедев (1975) проанализировали экстремальные факторы групповой изоляции. Опыт показывал, что человека сильнее всего раздражает то, что находится в большой зависимости от него, на что он может в наибольшей мере воздействовать. Наименее эмоциональны тс раздражители, на которые человек не может воздействовать. Вот почему человек, живущий в группе, должен научиться мысленно «переводить» раздражители из, казалось бы, доступных его влиянию в недоступные. Авторы приводят точку зрения Б. С. Алякринского. «Если источником раздражения является особенность речи партнера, его медлительность или, наоборот, высокая подвижность, следует убедить себя в том, что эти черты личности партнера не являются нарочитыми и не зависят от него так же, как его рост, цвет волос и т. п. Следует представить себе, что и партнеру могут быть неприятны некоторые присущие мне особенности и что, следовательно, я не имею права осуждать его, быть недовольным им. Так постепенно вырабатывается способность к объективированию психического облика своих товарищей по группе и тем самым ослаблению вызываемых ими отрицательных эмоций». Тренирующийся должен быть нацелен на проявление максимальной бдительности в отношении зарождающихся у него отрицательных эмоций. Он должен научиться переводить в фокус своего сознания эмоцию, формирующуюся где-то на его периферии, связанную с партнером по группе. Б. С. Алякринский подчеркивает, что «даже незначительное, быстро исчезнувшее, раздражение не должно проходить незамеченным каждым членом группы. Следует отдавать себе отчет, что это мимолетное чувство может перерасти в сильную, уже плохо управляемую эмоцию». Следовательно, каждый из членов группы должен устанавливать причину отрицательной эмоции и подавлять ее.
А. А. Леонов, В. И. Лебедев (1975) пишут о методе снятия психической напряженности во взаимоотношениях, который был эмпирически найден испытателями в годичном эксперименте. «Мы решили, — пишет А.И. Божко, — при трениях откровенно и спокойно обсуждать предмет ссоры, вникать в ее суть. При этом соблюдать одно правило: каждый должен говорить о своих собственных ошибках. Критика другого запрещена. Результаты оказались отличными. У нас даже появился термин "оздоровить отношения"».
«Дренажем» отрицательных эмоций в условиях групповой изоляции может стать ведение дневниковых записей. Подтверждением этому могут служить выдержки из дневниковых записей двух испытателей, у которых возникла психическая напряженность в групповой изоляции.
Б. С. Алякринский считает, что дневник как средство изживания негативных эмоций только тогда оправдывает свое назначение, «когда его автор преимущественное внимание уделяет анализу своего поведения в группе, своих переживаний в отношении других членов группы, когда он предельно откровенно и самокритично рассматривает все случаи назревавшего или уже возникшего конфликта и долю своей вины в этом» (по Леонову и Лебедеву, 1975).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Групповая изоляция» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
РОЛЬ ГРОШЕЙ У РОЗВИТКУ ЕКОНОМІКИ
Кредитування експортно-імпортних операцій
Загальне визначення лексики
ОСОБЛИВОСТІ ПРОВЕДЕННЯ ГРОШОВОЇ РЕФОРМИ В УКРАЇНІ


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (30.01.2012)
Переглядів: 924 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП