Понятие напряжения тесно связано с понятием стресс. Р. Кан (Kahn, 1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. В. А. Ганзен (1984) относит ощущение напряжения к общим субъективным характеристикам стресса. В лингвистическом аспекте слова «стресс» и «напряжение» не являются синонимами, хотя и близки по значению. Значениями английского слова stress являются: давление, нажим, напряжение, ударение, а слово tension имеет другие значения: напряжение, напряженность, напряженные раздумья или переживания, напряженные отношения, трения, натянутость, неловкость. В русском языке «напряженность» толкуется весьма сходным образом: сосредоточение сил, внимания при осуществлении чего-нибудь («слушать с напряжением», «душевное напряжение»); слово «напряженный» означает: происходящий с усилием, принужденный, неестественный, неспокойный, готовый разразиться чем-нибудь неприятным (Ожегов, 1975). Вероятно, во многих случаях употребление терминов «стресс» и «напряжение» как синонимов вполне допустимо. Однако не во всех. Например, выражение «чувство стресса» некорректно, а выражения «чувство напряжения» или «ощущение напряженности» вполне допустимы, ясно передают смысл высказывания. В психологических словарях понятия стресса и психического напряжения отождествляются. В словаре «Психология» (1990) «психическая напряженность» определена как психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. Указано также, что понятие «психической напряженности» часто совпадает с понятием «психологический стресс». Отмечено, что понятие «стресс» используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. О стрессе чаще всего говорят применительно к экстремальным ситуациям. В последнем издании отечественного словаря по психологии понятия стресса и напряжения объединены, стресс истолковывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» (Психол. словарь, 1996, с. 371). В предисловии к русскому изданию книги «Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции» В. Н. Мясищев пишет: «Всякая деятельность организма сопровождается напряжением, степень активности в деятельности представляет степень напряжения» (Эмоциональный стресс..., 1970, с. 7). Например, напряжение при выполнении какой-либо привычной деятельности без активизации адаптивных процессов и повышения уровня тревоги не является стрессом. Стресс вызывает сдвиг активности в сторону повышения (чаще) или понижения от уровня, который держится при доминирующей (привычной) интенсивности мотивации, характерной для данного индивида. Стресс не всегда проявляется в подъеме активности. Вялость, апатия также представляют собой возможную форму стрессовой реакции. Например, длительное интенсивное напряжение может привести к отказу от выполняемой деятельности из-за снижения мотивации и к крайне полярным эмоциональным реакциям: от острых аффектов до полного безразличия (Шафранская, 1983). Напряжение может обеспечивать цели адаптации, оно необходимо для их достижения, но оно может возникать и по иным причинам, служить другим целям. Термином «стресс» следует обозначать интегральный ответ организма в целях адаптации. Уточним, что независимо от того, будут ли по прошествии некоторого времени достигнуты цели адаптации или нет, состояние может быть стрессовым. Г. Селье постоянно подчеркивал адаптивную направленность стресса, отмечая, что «стресс — это не просто нервное напряжение» (1979, с. 29). Следует также помнить, что стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, социально-психологических и социальных проявлений. Для напряжения такие особенности не всегда характерны. В развитии учения об адаптации в XX в. наибольшее распространение получила теория общего адаптационного синдрома (ОАС), разработанная Г. Селье и его последователями. В данной теории Селье широко использовал понятие стресса. В дальнейшем это понятие стало широко используемым в разных научных дисциплинах и более популярным, чем ОАС. В настоящее время в подавляющем большинстве исследований по данной проблематике узловым понятием стало понятие стресса. Ведущей характеристикой стресса является напряжение. Вероятно, это обстоятельство способствовало объединению и смешению двух близких, но различных, феноменов — стресс и напряжение. Подводя итог обсуждению феномена напряжения, обратим внимание, что понятие напряжения имеет разные значения: напряжение как вид состояния и напряжение как характеристика других видов состояний (тензионная характеристика), причем характеристика, имеющая и субъективное содержание (внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении или, напротив, внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы), и объективное содержание: повышенное напряжение снижает энергетические ресурсы индивида и качество деятельности, ограничивает возможные виды поведения, уменьшает успешность деятельности и поведения. Личностные факторы напряжения. Очень значимым действием потенциала здоровья является приближение к оптимальному уровню напряжения с учетом индивидуальности. Снижение напряжения, избегание стресса (в тех ситуациях, где это возможно) обеспечивается выбором уровня напряжения, соответствующего ресурсам человека — соматическим и личностным. Этот выбор может основываться на жизненном опыте, на приобретенных знаниях, на умении анализировать, обобщать, использовать интуицию. В ситуациях, где человек ограничен или лишен объективных условий для достижения своих целей (нежеланный выход на пенсию, дискриминация по национальному, половому или возрастному признаку, тюремное заключение, вынужденное переселение), у многих снижается потребность в достижении, ослабевает мотивационное напряжение. Таким образом, снижение напряжения не всегда является свидетельством позитивной направленности в самоуправлении. Признаки острого (кратковременного) напряжения Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых). Поведенческие проявления: изменения мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз или, наоборот, — пассивность, заторможенность, вялость в движениях. Переживания напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты могут не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления напряжения могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто не способен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самонаблюдения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Напряжение и стресс» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»