Настроение имеет трехмерный базис, три измерения в нем являются основными: активность, тонус, чувственный тон (Куликов, 1997). Активность и тонус обусловливают чувственный тон, но от него идет и встречное влияние. Уровень благополучия в целом (не только психологического благополучия), полнота личностной гармонии, психологическая устойчивость, успешность протекания основных жизненных процессов — все это весомые факторы, меняющие чувственный тон настроения и тем самым меняющие в определенных границах активность и тонус. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения, стремлении изменять ситуацию и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темла действий и движений, а на другом — торможение, спад, снижение интенсивности и темпа. В физиологии термин тонус (лат. tonus происходит от греч. tonos — напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, — стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояния тонус обозначает несколько иное. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса типичны повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственны низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности. При поиске лучшего варианта классификации доминирующих настроений были проанализированы различные возможные основания для выделения видов настроений. Описываемый в этом разделе вариант классификации мы посчитали наиболее конструктивным в сравнении с другими вариантами. Основой классификации выступают две характеристики личности (два базовых измерения бытия личности): величина активности личности и величина актуальных ресурсов. По-другому эти характеристики можно назвать так: одно — сила стремлений к достижению жизненных целей, к изменению ситуации и второе — возможности личности для осуществления желаемого. Соотношение выраженности этих двух измерений и служит основанием для выделения видов настроения. 4 Более конкретно величина активности личности оценивалась числовыми величинами по шкале Ак методики ДС — «Доминирующее состояние» (Куликов, 20036): «активное-пассивное отношение к жизненной ситуации». А величина актуальных ресурсов оценивалась числовыми величинами по шкале То методики ДС: «тонус высокий-низкий». Вся выборка была разделена на семь подвыборок и для каждой подвыборки вычислены средние величины по шкальным показателям, баллам интенсивности чувств и названным выше интегральным оценкам (показатели «Ср-ДС», «Ср-эм» и др.). Соотношение между выделенными видами настроения проясняет следующая схема. Как видно из схемы, квадранты, в которые попадают испытуемые с одновременно высокими показателями по шкале Ак (активное отношение к жизненной ситуации) и шкале То (высокий тонус) и одновременно низкими показателями по шкале Ак (пассивное отношение к жизненной ситуации) и шкале То (низкий тонус), разделены на две части. Это сделано по следующим соображениям. Мы стремились найти вариант разделения на виды, при котором выборка была бы разделена примерно поровну по видам настроения. Поскольку в названные квадранты попадает заметно больше испытуемых, чем в два других, то в них необходимо проводить более дробную дифференциацию. По этим причинам они и разделены на две части. Это позволяет получить распределение всей выборки на подвьГборки достаточно равномерное — в самой малочисленной 10%, в самой многочисленной 19%. Почему в правом верхнем и нижнем левом квадрантах скапливается большая часть выборки? Отношение к жизненной ситуации и тонус связаны: активное отношение к жизненной ситуации чаще встречается у людей с высоким тонусом, а высокий тонус — у людей с активным отношением к жизненной ситуации. Об этом говорит достаточно высокий положительный коэффициент корреляции между показателями шкал Ак и То. Данные корреляционного анализа не дают достаточных оснований для вывода о характере влияния одного фактора на другой, но, опираясь на многие результаты клинических наблюдений, самонаблюдений и другие, описанные в литературе и полученные нами в эмпирических исследованиях, вполне можно утверждать, что данная связь двунаправленная. А именно активное отношение к жизненной ситуации через ряд опосредовании повышает тонус и наоборот. На схеме настроения пронумерованы в порядке снижения уровня настроения: 1) благополучное, 2) воодушевленное, 3) созерцательное, 4) синтонное, 5) деятельное, 6) унылое, 7) раздраженное. В числе преимуществ такой классификации то, что отдельные виды имеют достаточно выраженные различия по уровню настроения. Количественно уровень настроения был оценен средней величиной шкальных оценок методики ДС (показатель «Ср-ДС»). Размах уровней настроения — разность между высшим и низшим уровнями настроения по показателю «Ср-ДС» — достаточно велик. Он составляет 14 Т-баллов, т. е. примерно полторы сигмы. Ниже виды настроения описаны в порядке убывания уровня настроения. Чем ниже уровень настроения, тем меньше субъективное благополучие, тем меньше эта важная составляющая саногенного потенциала личности. Для количественной характеристики уровня настроения использован показатель чувственного (эмоционального) тона «Ср-эм» (средняя стандартных оценок шкал эмоциональной оси «ДС» — шкал «Сп», «Ус», «Уд»). Он изменяется от 57,4 в Т-оценках у первого вида настроения до 43,4 — у седьмого. Для анализа видов настроения мы используем данные практически здоровых людей, которые были обследованы по обеим нашим методикам («ДС»). Таких оказалось 646 человек (312 мужчин и 334 женщин) в возрасте от 15 до 75 лет, средний возраст 31,3 лет. Для определения чувственных характеристик каждого вида настроения были использованы данные, собранные на выборке 472 человека (277 мужчин и 195 женщин) в возрасте от 17 до .80 лет, средний возраст 29,4 года. Все были обследованы по методикам «ДС» и «ПЧН». Для выявления особенностей самооценки личности мы использовали «Шкалы самооценки успешности (ШСУ)» Г. Манастера и Р. Корзини (Сидоренко, 1993). В данной методике используют графические шкалы — пять прямых линий на листе бумаге с градациями от 0 до 100% (пять непрерывных процентных шкал). Обследуемому предлагают сделать ряд следующих оценок: «1) Оцените в целом свою успешность как личности в сравнении с другими людьми той же группы, к которой принадлежите вы сами. 2) На второй линии отметьте, как, по вашему мнению, вас оценивают другие люди. 3) Теперь оцените, пожалуйста, каким мог бы быть ваш абсолютный максимум, если бы в вашей жизни были все возможности и средства, необходимые для достижения ваших целей. 4) Теперь оцените себя в будущем: какая самооценка, на ваш взгляд, у вас будет через пять лет? 5) Наконец, отметьте, в какой точке вы хотели бы находиться уже сейчас — какая точка должна быть вашей?» Методика позволяет дать количественную оценку чувству недостаточности. Численным показателем этого служит разность оценок первой и пятой шкал. Мы будем называть эту величину индексом недостаточности. По нашим методикам и «ШСУ» было обследовано 113 человек в возрасте 21-48 лет, средний возраст 31,2 лет (80 мужчин и 33 женщин). Средние баллы шкал самооценки успешности оказались такими: для первой шкалы — 63,1, доверительные интервалы на уровне 5% — 59,9 и 66,2; для второй — 63,6 (60,5-66,6); для третьей —87,0 (84,1-89,9); для четвертой - 73,2 (69,7-76,6); для пятой - 83,4 (80,6-86,1). Для оценки достоверности различий проводилось сравнение с 95% интервалами. Средняя индекса недостаточности равна -20,3 (отрицательная величина), доверительные интервалы на уровне 5% -23,7 и -16,9. Опросник «ДМО» (адаптированный Л. Н. Собчик вариант методики интерперсональной диагностики Т. Лири) позволяет определить существенные параметры структуры отношений личности, образа «Я» личности — соответствие «Я-реального» и «Я-желаемого». Вычисляемые величины по октантам (шкалам) «ДМО» мы использовали для выведения количественного показателя самооценки личности. Для этого подсчитывали сумму абсолютных величин разности октантов при описании обследуемым «Я-реального» и «Я-желаемого» (разности между баллами по одноименным октантам). Этой методикой, а также методиками «ДС» и «АС» были обследованы 197 человек в возрасте 19-60 лет, средний возраст 36,5 лет (56 мужчин и 141 женщина). Известно, что опросник X. Шмишека позволяет определять выраженность десяти акцентуаций личности, выделенных в теории К. Ле-онгарда. По методике диагностики акцентуаций личности X. Шмишека, методикам «ДС» и «АС» было обследовано 148 человек в возрасте 25-61 лет, средний возраст 45,3 лет (61 мужчина и 87 женщин).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип деления настроений на вилы» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»