ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики

Гармония личности как гуманитарная проблема
Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хорошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа проходит с трудом. Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным (рукотворным, техногенным) и социальным.
Гармонию личности невозможно обсуждать, если брать личность в отрыве от среды, вне ее связей с миром. При рассмотрении происходящего в современном мире следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая, и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного человека, так и человечества в целом.
Важно, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия — рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров. Особенное значение имеет невротическое стремление человека все переделать в природном мире, и по возможности быстро.
Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между мирами, отметим, что с увеличением и усложнением предметного мира все более возрастало его влияние на мир социальный. В настоящее время можно говорить уже не только о влиянии, но и перестройке социального мира под воздействием техногенного. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, мало контролируемого социумом. Немногие, обладающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей общества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в России, свободной не только от многих необходимых контролирующих механизмов, но и от регулирующих.
В российском государстве и обществе нет структур, которые учитывали бы характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей, на формирующиеся представления о действительности. Для поддержания гармоничного настроения имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важны соотношение позитивной и негативной информации, а также оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны.
В настоящее время в России многие политики и политологи, каналы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня. Результат этого — разнообразные негативные последствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья.
О негативном воздействии рекламы на личность мы упоминали в главе 1. Дело не только в том, что усиленная громкость рекламных роликов на телевидении и радио просто мешает смотреть передачу или фильм, а также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на подсознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Отдельные клипы никак не связаны друг с другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную автором временную композицию, нарушает гештальт переживания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этим и некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта катарсиса (очищения). Затруднена и когнитивная переработка воспринятого, трудно удерживать целостный образ просмотренного фильма, спектакля или спортивного поединка.
Мы не утверждаем изначальной, корневой враждебности предметного мира. Разумеется, этого нет. Предметный, инструментальный мир помогал человеку не только пользоваться богатствами природного мира, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (например, в случае стихийного бедствия). Именно благодаря возможности использовать инструменты, благодаря оснащенности и защищенности предметами человеческий вид Достиг столь большой численности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек покорял (а часто просто уничтожал) природу.
С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Число человеческих особей стало настолько огромным, что специалисты все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлетворять витальные потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт — вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть: вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п.).
К настоящему времени предметный мир достиг значительного развития и достаточно сложен. Он все больше вторгается и перестраивает не только образ жизни, но и многие душевные и телесные процессы. К последствиям такой «перестройки» мы относим:
ускорение ритма жизни;
гигантское увеличение производства и потребления психоактивных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих...);
увеличение производства и потребления психоактивных наркотизирующих веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).
Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки. Наиболее печальные последствия этого — значительное увеличение психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продолжительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счет укрепления психического здоровья и переживания благополучия (измерения социального мира), а за счет новых лекарств, медицинских приборов (измерения инструментального мира).
Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир чрезвычайно богат возможностями построения иллюзий. Так, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (поглощенность компьютерными играми, интернет-зависимость).
Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Ответ: психологическая устойчивость личности. В число основных опор устойчивости входят доминанты активности: доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции.
Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством.
Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и распространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев населения.
Гармония личности не может быть типовой, но только уникальной. Социализация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим процессом — индивидуализацией (Реан, 1999). Он подчеркивает, что социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот: в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Распространенная в психологии личности (и в науках о личности в целом') парадигма «от социального к индивидуальному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое.
Понятие гармонии личности
В обсуждаемой области широко используются разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественнонаучные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. «Согласованный» означает достигший единства, «стройный» означает имеющий правильное соотношение между своими частями. Напомним еще раз, что с античных времен гармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармонии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармонии.
Гармония — более высокий уровень интегрированное™ личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость — более высокий уровень интегрированности личности по сравнению с адапти-рованностью. Интегрированность личности — это ее целостность (в соответствии с этимологией термина «интеграция»). Понятия гармонии и интегрированности довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.
Единство, цельность или целостность, согласованность — очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь применительно к личности? И какая несогласованность — чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности — это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного пространства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.
Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония — это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности (общности — например, в адлеровском смысле).
В изучении личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии — согласованность всех планов ее бытия.
Существование в физическом пространстве (физическое бытие) — это существование в мире тел и предметов, включенность в мир неживой природы (включенность индивида как тела). Никакое функционирование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедеятельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом пространстве человек существует как (физическое) тело.
Существование в витальном пространстве (биологическое бытие) — это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как индивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.
Существование в социальном пространстве (социальное бытие) — это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие — это погруженность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направлении, расширить свое влияние, усилить авторитет и т. п. Вне социального пространства человек не^может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения данного социума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил. Но социальное пространство является в первую очередь пространством современников, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с другом и влияющих друг на друга.
Существование в духовном пространстве — это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности; приобщение к высшим ценностям человеческого бытия (идеалам нравственности...). Духовная жизнь — это и реализация стремления внести свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на расширение круга людей, принимающих те ценности, которые обоснованы субъектом, или ценности, к которым он присоединился как последователь.
В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечеству, является его частью. Оно существует не только в настоящем, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что прошло проверку временем, приобрело статус вневременных ценностей.
Закономерности телесной и психической жизни индивида часто выступали предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как о предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.
Пространство духовного бытия — особое. Оно в отличие от некоторых параметров внешнего пространства и отношений личности (например, социальных, экономических, правовых) не может быть определено в координатах физического или географического пространства. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни отдельного человека не имеют эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы отдельная личность не имела внутреннего мира, собственного смысла жизни или желания его обрести.
Духовный мир относительно независим от остальных пространств — физического, витального и социального. Духовное бытие более инерционно в своем укладе, чем социальное, поскольку природные, экономические и иные изменения оказывают на него опосредованное влияние.
Внутреннее пространство личности существует, поскольку человек наделен способностью к рефлексии; в ходе развития и усложнения У личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности — все это составляет ее внутреннее пространство (субъективный мир). Внешние пространства представлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней активности личности так или иначе отражается ее внутренняя жизнь.
Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. По этой причине будет точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о множестве его измерений.
Для гармонии личности важно равновесие событийной наполненности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активности, которая может быть разделена на два потока — экстраактивность и интроактивность.
В субъективном аспекте гармония — это переживание благополучия в разных его аспектах. Духовное благополучие — ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении. Витальное (телесное) благополучие — хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.
В плане психологической устойчивости личности гармонию можно рассматривать как равновесие между отдельными опорами устойчивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои силы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.
Гармония отношений личности
Личность является одновременно феноменом индивидуального и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не «расстроенность») внутреннего мира личности.
В перечне чувств мы выделяем такой их вид, как интеракционные (диспозиционные) чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта, и два их подвида — сближающие и удаляющие (Куликов, 2003). Самые важные в этом перечне — девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия другого человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 3.1).
Тлблииа 3.1
Интеракционные чувства личности

Сближающие чувства Удаляющие чувства
Единство (общность) с человеком (людьми) Одиночество
Дружелюбие Отвращение (или неприязнь)
Добросердечие Злоба, злость
Уверенность в собственной правоте Вина (или раскаяние)
Собственная достаточная значимость Зависть
Гордость (за себя) Стыд (или смущение)
Признательность (какому-либо человеку или людям) Обида
Уважение (к какому-либо человеку или людям) Презрение (к какому-либо человеку или людям)
Любовь Ненависть (по отношению к этому человеку)
Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.
Несоразмерные сближающие чувства — заостренные, нарушают гармонию. Безграничное единство может приводить к бездумному согласию, к общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере собственной индивидуальности. Дружелюбие, проявляемое по отношению ко всем, может приводить к неразборчивости в межличностных отношениях и неадекватно сниженной критичности в оценках людей. Добросердечие может переходить во всепрощенчество (беспринципность), а уверенность — в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная значимость может перейти в собственную сверхценность, а гордость — в гордыню, признательность — в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение — в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь — в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фиксирован-ность с обеднением, уходом на второй план всей гаммы чувств).
Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляющие чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств — презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксации на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Снизив значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства...), для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанатов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, группу толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие в круг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие, ограниченные.
В любой страсти есть свое очарование. Истовость, ревностность, рьяность имеет красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясняется достаточно просто — феноменом индукции (психической заразительности), идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляется благодаря обратным токам, идущим от окружающих.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гармония личности как гуманитарная проблема» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудиторський висновок та його види
СТАДІЇ ТА ЗАКОНОМІРНОСТІ РУХУ КРЕДИТУ. ПРИНЦИПИ КРЕДИТУВАННЯ
ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ ПРОЕКТУВАННЯ
Види та операції комерційних банків
ФОРМИ І ПРОЦЕДУРИ ФУНКЦІОНАЛЬНО-ВАРТІСНОГО АНАЛІЗУ


Категорія: Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики | Додав: koljan (29.01.2012)
Переглядів: 2103 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП