Поскольку здоровье является одной из основных жизненных ценностей, то следует ожидать, что осознание и переживание этой ценности связано с пониманием и переживанием смысла жизни. В существовании и принятии смысла жизни личностью может доминировать либо понимание, либо чувствование (одно не исключает другого) — это обусловлено особенностями личности и актуальной жизненной ситуации конкретного человека. Акцент на первом или втором не следует рассматривать в аспекте большей или меньшей предпочтительности — важно, чтобы человек в ситуациях значимого выбора имел направляющую нить своего индивидуального бытия, чтобы ощущение смысла своей жизни было достаточно отчетливым и была уверенность в том, что он не будет потерян. От этого во многом зависят возможность ощущать счастье, удовлетворенность жизнью, переживание личного и семейного благополучия, сохранность и полнота здоровья, межличностные отношения, климат в микро- и макросоциуме и т. д. Для более детального анализа этого аспекта проблемы привлечем материалы проведенного (под нашим руководством) А. П. Осиповым исследования некоторых характеристик смысла жизни. С учетом результатов ранее проводившихся нами и под нашим руководством исследований был составлен перечень понятий, имеющих наиболее близкое отношение к осознанию смысла жизни. Мы считали необходимым, чтобы в перечне были понятия каждой из трех основных сфер жизни личности: сфера материального существования (пространство вещей и предметов), сфера душевного существования (психологическое пространство) и сфера духовного существования (важнейшая часть социального пространства личности). По сути это был перечень основных ценностей каждой из трех перечисленных сфер жизни — ценностей, на которые опирается осознание смысла жизни. Для нас было важно выявить ценности, удовлетворение которых позволяет личности ощущать, переживать полноту жизни, понимать и чувствовать самореализацию, ее успешное (или неуспешное) осуществление. Испытуемым предлагалось оценить по семибалльной шкале субъективную значимость каждого из перечисленных в перечне понятий для определения смысла жизни. Предлагались следующие понятия: деньги, достаток, еда, жилье, здоровье, статус (должность), чувства, дело, дружба, дети, семья, общение, душа, любовь, творчество, истина, добро, общество, красота, вера, совесть, свобода, дух, родители. Эта методика позволяла нам составить некоторое представление о когнитивном компоненте осознания смысла жизни. Исследование показало, что для понимания смысла жизни наиболее важны следующие понятия (ценности): душа, добро, дети, семья, любовь, здоровье, совесть, общение, дружба. Это девять наиболее важных понятий для определения смысла жизни, у каждого из которых средний балл выше 6,0 по семибалльной шкале. В каждой из трех основных сфер жизни личности были понятия, имеющие множество связей с остальными. Среди относящихся к сфере материального существования центральное место занимает понятие жилье, в сфере душевного — общение и душа, в сфере духовного — красота и вера. Здоровье оказалось наиболее тесно связано с понятиями: жилье, достаток, деньги, еда, должность. Этой группе понятий мы дали условное название «ценности материального существования». Понятие жилье, а не дом было включено в данный перечень с тем, чтобы отграничить его от понятия семья, которое нередко рассматривают как входящее в понятие дом. Мы пришли к выводу, что семантическая структура смысла жизни довольно сложна, она включает в себя разные слои осознания жизненных ценностей. Результаты нашего исследования понимания смысла жизни, проведенного на сравнительно небольшой выборке людей среднего возраста, показали, что наибольшее значение для личности имеют четыре группы ценностей: «ценности душевной жизни», «ценности материального существования», «ценности духовной жизни», «ценности самореализации личности». Здоровье входит в число основных понятий (ценностей), на которых строится понимание смысла жизни. В аспекте понимания смысла жизни оно наиболее тесно связано с ценностями материального существования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смысл жизни и здоровье» з дисципліни «Психогігієна особистості. Питання психологічної стійкості і психопрофілактики»