ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ
К театрализованным формам психопрофилактики могут быть от-
несены методы психотерапевтической драматизации, имагопсихоте-
рапия, ролевые варианты актерской "психотехники" и др. Под теат-
рализацией понимается комплексная система использования всех
выразительных средств искусства на основе драматического сцена-
рия для целостного воздействия на личность участника социального
общения (Н.С.Колутьбов, Г.И.Ярлыков, 1983).

От театрализации (на сцене) отличают драматизацию (в жизни),
система же ролей "являет собой материализацию конфликта и сце-
нария в конкретных действиях и поступках взаимодействующих субъек-
тов" (Д.В.Ольшанский, Г.И.Ярлыков, 1984).

Вариантами театрализованной психотерапии можно считать и
приемы имагопсихотерапии, которые в наибольшей степени разра-
батывались старейшим ленинградским психотерапевтом И.Е.Воль-
пертом. Суть их - в использовании одного из элементов театральной
психотехники - воображения и мысленного воспроизведения положи-
тельного образа. Существенный лечебный эффект (по И.Е.Вольлер-
ту) получается только при активном воспроизведении некоторого
терапевтического показанного образа с вовлечением в этот процесс
всей психомоторной сферы личности. Устанавливая спокойный об-
раз, тренируясь во внешне уравновешенном поведении, тренирую-
щийся человек вырабатывает у себя доминанту, затормаживающую
невротические установки.

Приемы имагопсихогигиены заключаются в усвоении каждым че-
ловеком привычки к мысленному воспроизведению некоторого воз-
вышенного образа или комплекса образов, способных служить опо-
рой в жизни, источником активирующего воодушевления. Этот вари-
ант психопрофилактики некоторыми своими гранями соприкасается
с аутогенной тренировкой, особенно с ее высшими "моделями вооб-
ражения" (И.Шультц, В.Кречмер, Г.С.Беляев) и методами психотера-

пии "через миросозерцание" (А.И.Яроцкий, 1904, 1917).

Ленинградские ученые Л.Г.Первов, О.В.Владимирская, Л.Н.Коп-
тев указывают, что театрализованные варианты связаны с особым
значением эмоциональных факторов и благотворным влиянием сце-
нических позитивных переживаний в корректировке поведения и
переживаний человека. При использовании ролевой игры благодаря
возможной смене ролей человек может "отчуждаться" от реальной и
непродуктивной роли, рефлексивно оценить себя "со стороны", акку-
мулируя лишь положительное. Коррекция поведения с помощью те-
атрализованных средств психотерапии основана на использовании
эффектов социальной психологии. Отклонения в поведении, возник-
шие в определенных микросоциальных условиях, не могут быть вып-
равлены вне коллектива, представляющего возможность тренировки
группового взаимодействия и формирования адаптивного поведения
у лиц с нарушениями и деформациями общения.

Создание через "физическое действие" по Станиславскому "пси-
хологического рисунка роли" человека, определяет новый стиль по-
ведения, свободный от прежней дезинтегративности. Ролевая психо-
терапия может способствовать адаптации в психо-эмоциональном
перенапряжении, к различного рода экстремальным и стрессовым
воздействиям на человека, тренингу общения, коллективному обога-
щению межличностного взаимодействия, который раскрывает твор-
ческие возможности личмости, предрасполагая к более свободному
гармоническому развитию личности.

В связи с этим возникла задача применения методики театрали-
зованной психотерапии для целей психопрофилактики бытового пьян-
ства в студенческой среде.

Академик О.В.Кербиков, подвергнув острой критике методологию
социальной психологии и психоаналитические концепции Дж.Море-
но, подчеркнул в то же время целесообразность и необходимость
социально-психологических и микросоциологических исследований
в психиатрической клинике, в частности, для лечения и психопрофи-
лактики бытового пьянства и алкоголизма (1965).

"В наших условиях особенности алкоголизма как социального
явления..., - писал О.В.Кербиков еще в 1965 году, состоит в том, что
они произрастают не из корней, глубоко заложенных в самой приро-
де общества, а в некоторых особенностях "малых групп". Их природа
социально-психологическая - традиции, привычки, типы и формы
межлюдских отношений, свойственные некоторым малым социальным
коллективам".* (1965, с.7) Такой же принцип подхода мы считаем
возможным и по отношению к предложенному Морено методу психо-
терапевтического воздействия, опосредованного театрализованным
представлением.

Не разделяя психоаналитических концепций механизмов воздей-
ствия психодрамы (необходимость обязательного отреагирования и

Кербиков О.В. Вестник АМН СССР. 4965. М' 1, с.7.

морального обнажения), мы считаем возможным применение "роле-
вой психотерапии" при ряде психических расстройств. Как указыва-
ется в "Философской энциклопедии" (1964), охарактеризовать лич-
ность можно только через "ее основные роли, в исполнении которых
проявляется ее индивидуальность. Определение объективной струк-
туры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает зависи-
мость личности от других индивидов и социального целого".** (с. 196)
Поэтому основным механизмом ролевой психотерапии мы сочли не
динамику психоаналитических комплексов, а апелляцию к ролевым
функциям личности, понимая роль как социально-психологическое
функциональное формирование данной личности с определенной,
свойственной ей символической репрезентацией.

Для ролевого варианта театрализованной психопрофилактики нами
использовалась инсценировка по книге Г.Шошмина "Возвращение к
жизни".

При этом были усугублены ятрогенирующие эффекты с розыгры-
шем ситуации делирия у "главного героя" и последовавшего суици-
да. "Аудитория зрителей" состояла из студентов, приверженных к
бытовому пьянству или злоупотребляющих алкоголем. Психотерапевт
выступал в роли ведущего (читал текст "от автора").

Спектакль был показан в восьми различных аудиториях с общим
количеством более 2000 студентов театральных вузов. Применялась
техника "дублирования" ролей с использованием в качестве "акте-
ров" сменяющих друг друга "зрителей". Тем самым достигалась
интеграция "актеров" и "зрителей", способствующая более эмоцио-
нальному восприятию инсценировки.

Отсутствие "занавеса", непротивопоставление "зрителей" "акте-
рам "способствовало эффекту "перенесения" роли и "идентифика-
ции" некоторых "зрителей" с героями. Это выяснялось и экспери-
ментально-психологическими исследованиями.

Даже спустя несколько дней после спектакля у студентов, про-
смотревших его, наблюдалось удлинение латентного периода рече-
вых реакций на слова-аффектогенные раздражители, заимствован-
ные из текста инсценировки ("Ты падаль, падаль, а не человек"). Это
свидетельствовало о том, что студенты не остались равнодушными к
"спектаклю", а, наоборот, эмоционально вовлеченными, а методика
социального эксперимента послужили своего рода "детектором лжи",
выявившим, у кого из студентов возникли эмоциональные затрудне-
ния.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Здравый смысл и механика
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ARCNET; прав...
Склад кредитного портфеля
ОСНОВНІ ЗАВДАННЯ ПЛАНУВАННЯ ПРОДУКТУ


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 736 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП