К театрализованным формам психопрофилактики могут быть от- несены методы психотерапевтической драматизации, имагопсихоте- рапия, ролевые варианты актерской "психотехники" и др. Под теат- рализацией понимается комплексная система использования всех выразительных средств искусства на основе драматического сцена- рия для целостного воздействия на личность участника социального общения (Н.С.Колутьбов, Г.И.Ярлыков, 1983).
От театрализации (на сцене) отличают драматизацию (в жизни), система же ролей "являет собой материализацию конфликта и сце- нария в конкретных действиях и поступках взаимодействующих субъек- тов" (Д.В.Ольшанский, Г.И.Ярлыков, 1984).
Вариантами театрализованной психотерапии можно считать и приемы имагопсихотерапии, которые в наибольшей степени разра- батывались старейшим ленинградским психотерапевтом И.Е.Воль- пертом. Суть их - в использовании одного из элементов театральной психотехники - воображения и мысленного воспроизведения положи- тельного образа. Существенный лечебный эффект (по И.Е.Вольлер- ту) получается только при активном воспроизведении некоторого терапевтического показанного образа с вовлечением в этот процесс всей психомоторной сферы личности. Устанавливая спокойный об- раз, тренируясь во внешне уравновешенном поведении, тренирую- щийся человек вырабатывает у себя доминанту, затормаживающую невротические установки.
Приемы имагопсихогигиены заключаются в усвоении каждым че- ловеком привычки к мысленному воспроизведению некоторого воз- вышенного образа или комплекса образов, способных служить опо- рой в жизни, источником активирующего воодушевления. Этот вари- ант психопрофилактики некоторыми своими гранями соприкасается с аутогенной тренировкой, особенно с ее высшими "моделями вооб- ражения" (И.Шультц, В.Кречмер, Г.С.Беляев) и методами психотера-
Ленинградские ученые Л.Г.Первов, О.В.Владимирская, Л.Н.Коп- тев указывают, что театрализованные варианты связаны с особым значением эмоциональных факторов и благотворным влиянием сце- нических позитивных переживаний в корректировке поведения и переживаний человека. При использовании ролевой игры благодаря возможной смене ролей человек может "отчуждаться" от реальной и непродуктивной роли, рефлексивно оценить себя "со стороны", акку- мулируя лишь положительное. Коррекция поведения с помощью те- атрализованных средств психотерапии основана на использовании эффектов социальной психологии. Отклонения в поведении, возник- шие в определенных микросоциальных условиях, не могут быть вып- равлены вне коллектива, представляющего возможность тренировки группового взаимодействия и формирования адаптивного поведения у лиц с нарушениями и деформациями общения.
Создание через "физическое действие" по Станиславскому "пси- хологического рисунка роли" человека, определяет новый стиль по- ведения, свободный от прежней дезинтегративности. Ролевая психо- терапия может способствовать адаптации в психо-эмоциональном перенапряжении, к различного рода экстремальным и стрессовым воздействиям на человека, тренингу общения, коллективному обога- щению межличностного взаимодействия, который раскрывает твор- ческие возможности личмости, предрасполагая к более свободному гармоническому развитию личности.
В связи с этим возникла задача применения методики театрали- зованной психотерапии для целей психопрофилактики бытового пьян- ства в студенческой среде.
Академик О.В.Кербиков, подвергнув острой критике методологию социальной психологии и психоаналитические концепции Дж.Море- но, подчеркнул в то же время целесообразность и необходимость социально-психологических и микросоциологических исследований в психиатрической клинике, в частности, для лечения и психопрофи- лактики бытового пьянства и алкоголизма (1965).
"В наших условиях особенности алкоголизма как социального явления..., - писал О.В.Кербиков еще в 1965 году, состоит в том, что они произрастают не из корней, глубоко заложенных в самой приро- де общества, а в некоторых особенностях "малых групп". Их природа социально-психологическая - традиции, привычки, типы и формы межлюдских отношений, свойственные некоторым малым социальным коллективам".* (1965, с.7) Такой же принцип подхода мы считаем возможным и по отношению к предложенному Морено методу психо- терапевтического воздействия, опосредованного театрализованным представлением.
Не разделяя психоаналитических концепций механизмов воздей- ствия психодрамы (необходимость обязательного отреагирования и
Кербиков О.В. Вестник АМН СССР. 4965. М' 1, с.7.
морального обнажения), мы считаем возможным применение "роле- вой психотерапии" при ряде психических расстройств. Как указыва- ется в "Философской энциклопедии" (1964), охарактеризовать лич- ность можно только через "ее основные роли, в исполнении которых проявляется ее индивидуальность. Определение объективной струк- туры личности как совокупности всех ее ролей подчеркивает зависи- мость личности от других индивидов и социального целого".** (с. 196) Поэтому основным механизмом ролевой психотерапии мы сочли не динамику психоаналитических комплексов, а апелляцию к ролевым функциям личности, понимая роль как социально-психологическое функциональное формирование данной личности с определенной, свойственной ей символической репрезентацией.
Для ролевого варианта театрализованной психопрофилактики нами использовалась инсценировка по книге Г.Шошмина "Возвращение к жизни".
При этом были усугублены ятрогенирующие эффекты с розыгры- шем ситуации делирия у "главного героя" и последовавшего суици- да. "Аудитория зрителей" состояла из студентов, приверженных к бытовому пьянству или злоупотребляющих алкоголем. Психотерапевт выступал в роли ведущего (читал текст "от автора").
Спектакль был показан в восьми различных аудиториях с общим количеством более 2000 студентов театральных вузов. Применялась техника "дублирования" ролей с использованием в качестве "акте- ров" сменяющих друг друга "зрителей". Тем самым достигалась интеграция "актеров" и "зрителей", способствующая более эмоцио- нальному восприятию инсценировки.
Отсутствие "занавеса", непротивопоставление "зрителей" "акте- рам "способствовало эффекту "перенесения" роли и "идентифика- ции" некоторых "зрителей" с героями. Это выяснялось и экспери- ментально-психологическими исследованиями.
Даже спустя несколько дней после спектакля у студентов, про- смотревших его, наблюдалось удлинение латентного периода рече- вых реакций на слова-аффектогенные раздражители, заимствован- ные из текста инсценировки ("Ты падаль, падаль, а не человек"). Это свидетельствовало о том, что студенты не остались равнодушными к "спектаклю", а, наоборот, эмоционально вовлеченными, а методика социального эксперимента послужили своего рода "детектором лжи", выявившим, у кого из студентов возникли эмоциональные затрудне- ния.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»