СОЦИТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В фоновых исследованиях студентов театрального института, об- ратившихся за психопрофилактической помощью, удовлетворенность взаимоотношениями при опросе высказали только 40% обследован- ных студентов. Учитывая деструктивное действие неудовлетворения афилиативных потребностей на личность студентов и на их учебную деятельность (А.В.Петровский, Я.Л.Коломинский, А.Г.Ковалев, Ю.Н.- Емельянов, Ю.М.Орлов, Ю.Л.Ханин и др.) нами был разработан спе- циальный социотерапевтический прием - "рокировки социометри- ческого статуса", представляющий собой вариант формирующего эксперимента по организации социометрически благоприятных со- четаний в учебной группе, вследствие которого происходил личнос- тно-корригирующий эффект и повышение результативности учебной деятельности в пределах одного балла. Создание психологического климата обеспечивает оптимальную
психологическую совместимость учащихся и гомфотерность группы.
Проведение двухучебных (26 студентов) экспериментов с "рокировкой социометрического статуса" не только привело к улуч- шению оценки взаимоотношений в группах удовлетворительно 67% вместо 40% ранее, но к повышению восприимчивости студентов к воспитательным воздействиям, что отмечалось преподавателями в т.н. "отзыве о работе студентов", а также к повышению эффективно- сти обучения в обеих экспериментальных группах в среднем на 0,9 балла.
Огромное влияние на величину эффекта деятельности личности оказывают не только ее деловые качества, но и коммуникативные свойства.
Представление о личности интегрирует в себе и понятие о ее нерасторжимом единстве с окружающей средой, со сложной систе- мой интерперсональных отношений и взаимодействий в студенчес- кой среде.
Изменение самооценки, отношения к себе, к своему поведению, к окружающей среде является важным элементом психогигиенических мероприятий, лежащих в основе ресоциализации личности.
Психогигиеническая система организованного влияния на личность обучающегося и его микросоциальное окружение активизирует за- щитные компенсаторные механизмы, способствует восстановлению эмоционально-волевого равновесия, влияет на перестройку системы 'отношений, потребности мотивационной сферы личности, мировоз- зренческих установок, нахождения приемлемой индивидуальной по- зиции в жизни. Система психогигиенических мероприятий в вузе имеет целью организацию "психического" оздоровления обстановки, направляющей и активизирующей защитно-компенсаторные механиз- мы личности, а иногда и формирующей их заново.
Таким образом, проблема построения правильных взаимоотноше- ний в студенческих группах не только является важным способом интеграции личности в микроооциальном окружении, но может также оказывать свое конструктивное воздействие на всю группу в целом, а в частности и на повышение эффективности учебной деятельности.
Социотерапевтическая эффективность предложенной нами мето- дики рокировки социометрического статуса в основном сказалась в возрастании социальной уверенности личности в оптимизации учеб- ной деятельности при дезадаптивных состояниях, методика проста, она не требует овладения специальными приемами психотерапии, ее может проводить любой педагог, и подтверждает справедливость следующего утверждения ленинградского психиатра, профессора С.Б.Семичова: "Профилактические мероприятия при предболезнен- ных расстройствах не всегда требуют, чтобы они адресовались пря- мо к индивиду. Они могут носить опосредованный характер, где объектом для превентивных мер становится не сам индивид, а та социальная группа, членом которой он является" (1987, С.151).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»