Как известно, человеческий мозг реагирует на все всгречающие- ся в природе раздражители. Некоторые анализаторы высших не- рвных аппаратов достигли высокого совершенства, дифференциа- ции и развития. Однако современная физика и химия выявили но- вые формы энергии, которые прямо не доступны органам чувств человека. Ультразвуковые колебания, например, улавливаются лету- чей мышью, но лежат за пределами восприятия человеческого слуха. Человек не ощущает и не видит ультрафиолетовых лучей, а муравьи их воспринимают своим зрением. Таким образом, отдельные раз- дражители внешней среды оказываются вне порога восприятия на- ших нервных приборов, но от этого не прекращается их действие на человека. Такие раздражители называют подпороговыми, а их непря- мое восприятие и действие на организм сублиминальным, или суб- сензорным.
Неосознаваемый информационный поток, поступающий по интуи- тивным, подпороговым путям, отражается и на ходе сознательной психической активности, незаметно влияя на принятие решений и мотивы человеческого поведения.
Профессор Ф.В.Бассин, автор известной книги "Проблемы бес- сознательного" (1968) установил электрофизиологические проявле- ния сновидных состояний сознания, отражающих не Только основ- ную, жизненно необходимую активность нервной ткани, но и отноше- ние их к неосознаваемой переработке информации. Этим объясняет-
ся описываемая американским ученым Норманом Диксоном неосоз- наваемая реакция спящего человека на свое имя или на символичес- кие псевдонимы знакомых только ему людей.
Всем известно, что при внезапном падении, за доли секунды производится множество относительно целесообразных действий, образующихся с желанием падающего сохранить себя и падающий предмет от повреждения. Неосознаваемая психическая активность при регулировании этих действий оказывается более быстрой и целесообразной, чем в том случае, если бы все двигательные акты надо было осознать и осмыслить.
Сокращенные формулы мышления, готовые понятия, тонкие дви- гательные акты и другие виды деятельности могут осуществляться благодаря автоматизации и погружению большей части промежуточ- ных этапов в сферу неосознаваемой психической активности.
Врачам-психиатрам приходится встречаться с нарушениями этой автоматизации в клинике. Тем более понятно значение ее в нормаль- ном течении всех жизненных отправлений. Дезавтоматизация насту- пает, например, при так называемой психастении, при неврозах навязчивых состояний, когда укороченные двигательные формулы нецелесообразно удлиняются и больной вынужден болезненно пере- рабатывать все то, что раньше осуществлялось "вне сознания". Та- кой человек начинает заниматься "умственной жвачкой", страдаль- чески ища ответа, отчего синее не красное, а легкое - не тяжелое.
В силу чрезмерно развитой аналитичности и критики такие лица мало и трудно поддаются обычному словесному и гипнотическому внушению. Однако им помогает субсензорная подача психотерапев- тических формулировок, на преодоление, раскрытие и использова- ние в учебной практике резервных возможностей человеческой пси- хики.
Изучение сублимимального восприятия достаточно интенсивно осуществляется нетолько в связи с воздействием на слуховой, но и на зрительный анализатор. В этой области имеются не только важ- ные теоретические изыскания, но и практические рекомендации.
Таблица цветовых чисел, составленная окулистом профессором Е.Б.Рабкиным, широко известна не только в нашей стране, но и за рубежом. Она используется для профессионального отбора водите- лей автомобильного и железнодорожного транспорта. С помощью результатов прочтения цифр, составленных из субсензорных цвето- вых пятен, удается практически выявить аномалии цветового зрения, что весьма важно для профотбора.
Исследования психических воздействий на автоматизмы и под- сознательные факторы в условиях подпороговой подачи внушений, нашли свое применение в практике зарубежных рекламных фильмов. Известный харьковский психотерапевт профессор И.З.Вельвовс- кий и московский кинорежиссер М.Е.Марков* проводили экспери-
* Студентам на практических занятиях демонстрируется подпороговый фильм М. Маркова "Отдых, отдых..."
ментально-исследовательскую работу по выявлению условий видео- психотерапевтичеоких воздействий, а именно: действенность числа воздействий в секунду, фона зрительных воздействий и др. Испыты- валось восприятие письменных знаков различных цветов и яркостей, различных шрифтов. Первые эксперименты показали, что имеется группа зрителей, совершенно не осознающая наличия надписи, дру- гая группа различает надписи определенного цвета на определенном фоне. Третья группа из семисот промелькнувших на экране слов опознает только десять из них. Эти эксперименты реализовались не только у неискушенных в кино зрителей, но и у профессиональных работников кино, привыкших улавливать малейшие детали. Знание факта, что надпись сделана, усиливает ее осознание. Но и при этом не воспринимаются и не осознаются все надписи, а только малая их часть.
Диксон Норман видит лишь теоретический интерес в том, что сублиминальные раздражители "вызывают семантически увязанную реакцию". Однако семантизация неосознаваемых звуковых, словес- ных раздражителей важна и для практики психотерапии. Обычно в формулировку аутогенной тренировки и гипносуггестии включаются вызывание тяжести в мышцах и во всем теле. Практически опыт психолингвистического построения формул внушений показывает необходимость снятия формулировки тяжести в связи с тем, что она несет в себе неосознаваемую "семантическую нагрузку" с ассоциа- циями, мешающими приятному самочувствию: "невыносимая, непо- сильная, страшная, неподъемная, ужасная, непреодолимая, давящая, гнетудая, всеподавляюшая, немилосердная и др.".
В литературе имеется масса классических примеров (в частности, в поэзии А.Блока), где носителем семантики является звук, но только правильно организованный и находящийся р "вещественной" части слова. Не случайно М.М.Пришвин говорил, что "языковой образ - указательный палец в сторону смысла". Такой звуковой сдвиг через неосознаваемую психическую активность влияет и на смысловую часть формулы внушений.
Безусловно, подпороговые воздействия сублиминальных раздра- жителей не безграничны, ибо они, как считает Диксон Норман, "не способны изменить укоренившейся привычки". Вряд ли только при- вычкой можно объяснить довольно частую неэффективность подоб- ной терапии. Ведь если допусгить, что человек реагировал бы на разнообразные и многочисленные психические воздействия окружа- ющего мира несознательно, он стал бы беспомощной марионеткой случайности.
Существуют не столько субъективные причины к ограничению безграничного влияния неосознаваемых факторов на человека, сколько объективно существующие защитные механизмы личности, вырабо- танные эволюционно в процессе приспособления человека к внешней среде. Объяснение этому факту дано болгарским ученым Г.Лозано- вым, исследовавшим так называемые антисуггестивные барьеры, то
есть выработанные личностью адаптационные психические средства борьбы против внешних вредных воздействий.
И первым таким барьером является сознательное критическое мышление человека. Когда внушение с большей или меньшей долей сознательности попадает в поле критического мышления, оно внима- тельно и всесторонне обсуждается, прежде чем будет принято лич- ностью или отброшено.
Даже у маленького ребенка до полного развития критического мышления есть защитный механизм - известный барьер, который отбрасывает все, что не создает чувства доверия. Наконец, кроме логического и чувственного барьеров существует третий - этический. Экспериментально доказано, что внушения, противоречащие мораль- но-этическим принципам личности, не реализуются. Из истории пси- хотерапии известно, что загипнотизированной роте солдат Вестерш- транд (немецкий гипнолог) не смог внушить стрельбу по своим ко- мандирам.
Другой пример. Знаменитый французский гипнолог Бернгейм под гипнозом отдавал нотариусу приказ украсть из сейфа деньги. И также безуспешно.
Процесс внушения является проявлением борьбы между внуше- нием и контрвнушением. Диалектическая взаимосвязь осуществляет- ся благодаря антисуггестивным барьерам.
Существование вышеуказанных трех антисуггестивных барьеров биологически целесообразно, ибо в противном случае человеческая личность была бы легко доступна для всякого рода внушений. А это подвергло бы чрезвычайной опасности ее психологическое и физи- ческое состояние.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОДПОРОГОВЫЕ (СУБСЕНСОРНЫЕ) ВОЗДЕЙСТВИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»