ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

ПОДПОРОГОВЫЕ (СУБСЕНСОРНЫЕ) ВОЗДЕЙСТВИЯ
Как известно, человеческий мозг реагирует на все всгречающие-
ся в природе раздражители. Некоторые анализаторы высших не-
рвных аппаратов достигли высокого совершенства, дифференциа-
ции и развития. Однако современная физика и химия выявили но-
вые формы энергии, которые прямо не доступны органам чувств
человека. Ультразвуковые колебания, например, улавливаются лету-
чей мышью, но лежат за пределами восприятия человеческого слуха.
Человек не ощущает и не видит ультрафиолетовых лучей, а муравьи
их воспринимают своим зрением. Таким образом, отдельные раз-
дражители внешней среды оказываются вне порога восприятия на-
ших нервных приборов, но от этого не прекращается их действие на
человека. Такие раздражители называют подпороговыми, а их непря-
мое восприятие и действие на организм сублиминальным, или суб-
сензорным.

Неосознаваемый информационный поток, поступающий по интуи-
тивным, подпороговым путям, отражается и на ходе сознательной
психической активности, незаметно влияя на принятие решений и
мотивы человеческого поведения.

Профессор Ф.В.Бассин, автор известной книги "Проблемы бес-
сознательного" (1968) установил электрофизиологические проявле-
ния сновидных состояний сознания, отражающих не Только основ-
ную, жизненно необходимую активность нервной ткани, но и отноше-
ние их к неосознаваемой переработке информации. Этим объясняет-

ся описываемая американским ученым Норманом Диксоном неосоз-
наваемая реакция спящего человека на свое имя или на символичес-
кие псевдонимы знакомых только ему людей.

Всем известно, что при внезапном падении, за доли секунды
производится множество относительно целесообразных действий,
образующихся с желанием падающего сохранить себя и падающий
предмет от повреждения. Неосознаваемая психическая активность
при регулировании этих действий оказывается более быстрой и
целесообразной, чем в том случае, если бы все двигательные акты
надо было осознать и осмыслить.

Сокращенные формулы мышления, готовые понятия, тонкие дви-
гательные акты и другие виды деятельности могут осуществляться
благодаря автоматизации и погружению большей части промежуточ-
ных этапов в сферу неосознаваемой психической активности.

Врачам-психиатрам приходится встречаться с нарушениями этой
автоматизации в клинике. Тем более понятно значение ее в нормаль-
ном течении всех жизненных отправлений. Дезавтоматизация насту-
пает, например, при так называемой психастении, при неврозах
навязчивых состояний, когда укороченные двигательные формулы
нецелесообразно удлиняются и больной вынужден болезненно пере-
рабатывать все то, что раньше осуществлялось "вне сознания". Та-
кой человек начинает заниматься "умственной жвачкой", страдаль-
чески ища ответа, отчего синее не красное, а легкое - не тяжелое.

В силу чрезмерно развитой аналитичности и критики такие лица
мало и трудно поддаются обычному словесному и гипнотическому
внушению. Однако им помогает субсензорная подача психотерапев-
тических формулировок, на преодоление, раскрытие и использова-
ние в учебной практике резервных возможностей человеческой пси-
хики.

Изучение сублимимального восприятия достаточно интенсивно
осуществляется нетолько в связи с воздействием на слуховой, но и
на зрительный анализатор. В этой области имеются не только важ-
ные теоретические изыскания, но и практические рекомендации.

Таблица цветовых чисел, составленная окулистом профессором
Е.Б.Рабкиным, широко известна не только в нашей стране, но и за
рубежом. Она используется для профессионального отбора водите-
лей автомобильного и железнодорожного транспорта. С помощью
результатов прочтения цифр, составленных из субсензорных цвето-
вых пятен, удается практически выявить аномалии цветового зрения,
что весьма важно для профотбора.

Исследования психических воздействий на автоматизмы и под-
сознательные факторы в условиях подпороговой подачи внушений,
нашли свое применение в практике зарубежных рекламных фильмов.
Известный харьковский психотерапевт профессор И.З.Вельвовс-
кий и московский кинорежиссер М.Е.Марков* проводили экспери-

* Студентам на практических занятиях демонстрируется подпороговый
фильм М. Маркова "Отдых, отдых..."

ментально-исследовательскую работу по выявлению условий видео-
психотерапевтичеоких воздействий, а именно: действенность числа
воздействий в секунду, фона зрительных воздействий и др. Испыты-
валось восприятие письменных знаков различных цветов и яркостей,
различных шрифтов. Первые эксперименты показали, что имеется
группа зрителей, совершенно не осознающая наличия надписи, дру-
гая группа различает надписи определенного цвета на определенном
фоне. Третья группа из семисот промелькнувших на экране слов
опознает только десять из них. Эти эксперименты реализовались не
только у неискушенных в кино зрителей, но и у профессиональных
работников кино, привыкших улавливать малейшие детали. Знание
факта, что надпись сделана, усиливает ее осознание. Но и при этом
не воспринимаются и не осознаются все надписи, а только малая их
часть.

Диксон Норман видит лишь теоретический интерес в том, что
сублиминальные раздражители "вызывают семантически увязанную
реакцию". Однако семантизация неосознаваемых звуковых, словес-
ных раздражителей важна и для практики психотерапии. Обычно в
формулировку аутогенной тренировки и гипносуггестии включаются
вызывание тяжести в мышцах и во всем теле. Практически опыт
психолингвистического построения формул внушений показывает
необходимость снятия формулировки тяжести в связи с тем, что она
несет в себе неосознаваемую "семантическую нагрузку" с ассоциа-
циями, мешающими приятному самочувствию: "невыносимая, непо-
сильная, страшная, неподъемная, ужасная, непреодолимая, давящая,
гнетудая, всеподавляюшая, немилосердная и др.".

В литературе имеется масса классических примеров (в частности,
в поэзии А.Блока), где носителем семантики является звук, но только
правильно организованный и находящийся р "вещественной" части
слова. Не случайно М.М.Пришвин говорил, что "языковой образ -
указательный палец в сторону смысла". Такой звуковой сдвиг через
неосознаваемую психическую активность влияет и на смысловую часть
формулы внушений.

Безусловно, подпороговые воздействия сублиминальных раздра-
жителей не безграничны, ибо они, как считает Диксон Норман, "не
способны изменить укоренившейся привычки". Вряд ли только при-
вычкой можно объяснить довольно частую неэффективность подоб-
ной терапии. Ведь если допусгить, что человек реагировал бы на
разнообразные и многочисленные психические воздействия окружа-
ющего мира несознательно, он стал бы беспомощной марионеткой
случайности.

Существуют не столько субъективные причины к ограничению
безграничного влияния неосознаваемых факторов на человека, сколько
объективно существующие защитные механизмы личности, вырабо-
танные эволюционно в процессе приспособления человека к внешней
среде. Объяснение этому факту дано болгарским ученым Г.Лозано-
вым, исследовавшим так называемые антисуггестивные барьеры, то

есть выработанные личностью адаптационные психические средства
борьбы против внешних вредных воздействий.

И первым таким барьером является сознательное критическое
мышление человека. Когда внушение с большей или меньшей долей
сознательности попадает в поле критического мышления, оно внима-
тельно и всесторонне обсуждается, прежде чем будет принято лич-
ностью или отброшено.

Даже у маленького ребенка до полного развития критического
мышления есть защитный механизм - известный барьер, который
отбрасывает все, что не создает чувства доверия. Наконец, кроме
логического и чувственного барьеров существует третий - этический.
Экспериментально доказано, что внушения, противоречащие мораль-
но-этическим принципам личности, не реализуются. Из истории пси-
хотерапии известно, что загипнотизированной роте солдат Вестерш-
транд (немецкий гипнолог) не смог внушить стрельбу по своим ко-
мандирам.

Другой пример. Знаменитый французский гипнолог Бернгейм под
гипнозом отдавал нотариусу приказ украсть из сейфа деньги. И также
безуспешно.

Процесс внушения является проявлением борьбы между внуше-
нием и контрвнушением. Диалектическая взаимосвязь осуществляет-
ся благодаря антисуггестивным барьерам.

Существование вышеуказанных трех антисуггестивных барьеров
биологически целесообразно, ибо в противном случае человеческая
личность была бы легко доступна для всякого рода внушений. А это
подвергло бы чрезвычайной опасности ее психологическое и физи-
ческое состояние.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПОДПОРОГОВЫЕ (СУБСЕНСОРНЫЕ) ВОЗДЕЙСТВИЯ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: МАСА ГРОШЕЙ В ОБОРОТІ. ГРОШОВІ АГРЕГАТИ ТА ГРОШОВА БАЗА
Цифрові стільникові мережі
Поединок на корабле
Аудит оборотних засобів, інших необоротних матеріальних активів. ...
ВАЛЮТНИЙ КУРС


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1175 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП