УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ СФЕРУ
Эмоциональная устойчивость тесно связана с мышечной систе- мой, динамическим анализатором мозга. Не случайно корень слова "эмоция" - означает движение. Однако, "мышечная радость" (термин И.П.Павлова) и движение тогда оказывают большое регулирующее
воздействие, если опосредуются и потенцируются (усиливаются г> степени) словесными, мысленными и образными формулировками Такой комплекс тренировки называется психофизической гимнасти- кой. Один из ее основоположников Каролис Динейка, имеющий мно- голетний опыт проведения ее в Парке лечебной физкультуры и кли- матолечения на литовском курорте Друскининкай показал, что эти занятия помогают овладевать навыками психической саморегуляции, восстановить психоэмоциональное равновесие, повысить неспеци- фическую сопротивляемость организма и его стреосоустойчивость. Автор пишет: "Психофизическая тренировка - это метод самовоз- действия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регу- лируемого дыхания, образного представления нормального функци- онирования организма, словесного подкрепления с целью повыше- ния психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти формирования самообладания и адекватной реакции на раздражителя. Психофизическая тренировка сродни самовоспитанию, ибо существенное звено в ее методике - созна- тельное самоуправление своими физиологическими функциями для целей гармонического развития человека. Чередование мышечного напряжения с релаксацией мышц, способствует образованию в моз- гу особых фазовых состояний, создающих физиологические предпо- сылки "открытости" психики для самовоспитательных воздействий и регулирующих формулировок. Они, в свою очередь, "повышают веру человека в резервы силы мозга и организма, ощущения их-приумно- жения, к осознанию принципа: врач лечит, а природа исцеляет, вос- станавливая утраченные силы с избытком"." (там же, с.3).
Прежде чем приступить к занятиям, надо научиться дышать пол- ным (гармоническим) дыханием: вдох проводится одновременно с диафрагмой (животом) и грудью, выдох - опуская и постепенно втя- гивая живот. Чем больше потребность организма в кислороде, там активнее должен быть выдох. Выдыхать надо стремиться через нос, бесшумно, плавно. Научившись полному дыханию, следует восстано- вить естественный тип дыхания, научиться регулировать его. Одно из таких тренирующих упражнений проводится лежа, согнув ноги в коленях: так легче научиться диафрагмальмому дыханию. Затем надо сесть удобно, опираясь на спинку стула (креола), сидеть не напря- женно, шею держать вертикально, выдыхая так, чтобы почти одно- временно опускалась грудь и уменьшался объем живота. Не дышать, пока не появится неприятное ощущение. Затем, представляя про- цесс полноценного вдоха, ощущать, как при вдохе последовательно наполняются нижние доли легких (живот немного выпячивается впе- ред), затем средние доли и верхние, а при выдохе, наоборот, опус кается грудь и втягивается живот. Очистительное дыхание сопро вождается удлиненным выдохом и втягиванием живота ("ФУ-ФУ").
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ СФЕРУ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»