Профессиональный и жизненный опыт личности составляют так называемую социально-биологическую подструктуру, в которую вхо- дят знания, навыки, умения, привычки. В общем плане опыт опреде- ляет культуру человека, в профессиональном - его подготовленность. Рассмотрим их в последовательности, соответствующей степени уменьшения социализации.
Знания-система понятий, усвоенных человеком. Физиологичес- ким механизмом знаний являются условные рефлексы, то есть сис- тема временных связей, в образовании которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Приобретение знаний осуществляется за счет активности процессов мышления и памяти, зависит от интереса к ним, а также от объема и качества преподносимых знаний. Поэтому знания оцениваются по широте, глубине, последовательности приобретения и прочности усвоения. Догматизм и начетничество мешают творческому усвоению знаний, свобода от шаблона способствует гибкости использования их.
Навыки - автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности. Способность работать автоматизирован- ие, но под контролем сознания, достигается навыком в процессе упражнения. Навыки классифицируются по профессиональным прин- ципам: школьные, студенческие, спортивные, профессиональные, а также по степени усвоения: сформировавшиеся или нет, простые или сложные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие, продолжительные или непродолжительные. Навыки могут быть ум- ственные и волевые, сенсорные и двигательные. Навыки образуются неравномерно. Положительные воздействия ранее закрепленных на- выков называется переносом, а отрицательные - интерференцией. В первом случае происходит выработка новых динамических стерео- типов, являющихся физиологической основой навыков и привычек, во втором - репродуктивное торможение разрушает навыки, а ассо- циативное - затрудняет выработку их. Внутреннее или условное торможение, то есть угасание неподкрепленных связей, выражается деавтоматизацией навыка. Так происходит деавтоматизация музы- кального навыка у неупражняющегося пианиста, распад двигательно- го навыка у танцовщицы. Скорость распадения и образования навы- ка зависит от степени сложности его, от возрастных особенностей исполнителя и состояния его нервной системы (усталости или рабо- тоспособности), сознательности и мотивов поведения.
Умения - это способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых
условиях. Этапность формирования умений начинается от первично- го этапа "проб и ошибок" с переходом ко второй фазе - недостаточ- но умелой деятельности, осуществляемой за счет ранее приобретен- ных, но не специфических для данной деятельности умений, третий этап характеризуется выработкой общих умений и переходом к чет- вертому высокоразвитому и высокомотивированному умению. Пятый этап характеризуется профессиональным мастерством с надежным творческим использованием различных умений.
Привычка - это такие незакрепленные действия, выполнение ко- торых в определенных условиях сделалось для человека потребнос- тью. Они бывают полезными, неуместными и вредными, угрожающи- ми безопасности человека.
Между подструктурами личности существуют прямые и обратные связи. Духовная устремленность влияет на приобретение жизненного и профессионального опыта.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Опыт личности» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»