Помимо рассмотренной выше диалогической, существует моноло- гическая речь, представляющая связную словесную информацию, передаваемую одним лицом (рассказ, доклад, лекция, выступление). К монологу предъявляют требования связности, последовательности и доказательности мыслей, которым придается развернутая и более законченная форма, чем в диалоге. Скороговорка, обмолвки, аграм- матизмы в монологе выступают более обнаженно, ибо не могут быть скрашены ситуацией взаимного общения, а оценка речевого воздействия производится выступающим лишь по реакции ауди- тории.
Культура речи определяется объемом активного словаря, дикци- ей, семантической структурой речи, оттеняющей совершенство в передаче содержания, а также парапингвистическими свойствами жеста, интонации, мимики.
Внутренняя речь непосредственно не направлена на общение с другими, она беззвучна и подразделяется на внутреннее проговари- вание и собственно внутреннюю речь. Она более свернута, чем вне- шняя, является своего рода конспектом, содержащим стержневые члены предложения (иногда лишь одно сказуемое или подлежащее).
Письменная речь появилась позже устной, вначале в виде идеог- рафической речи, а затем в виде иероглифического письма, в кото- ром утрачивается конкретность в графическом обозначении предме- тов и намечается переход к обозначению мыслей. Современное пись- мо называется алфабетическим (альфа и бета - графемы, обозна- чающие звуки - фонемы). Письменная речь позволяет человеку при- общиться к мировой культуре, дает простор творческому воображе- нию человека, способствует развитию его мышления.
Различают также речь активную и пассивную. Пассивная речь - это психический процесс восприятия и понимания чужой активной речи, которая сопровождается иногда повторением, проговаривани- ем про себя чужой речи. В зависимости от степени умственного развития воспринимающего происходит понимание и адекватное реагирование на речь собеседника. Активная речь - это психичес- кий процесс действенного выражения информации (устной или пись- менной) другим лицам. К процессам активной речи относится рече- порождение.
Различают следующие функции речи:
1. Номинативная (сигнификативная), заключающаяся в обозначе- нии и назывании предметов и явлений. 2. Функция обобщения, тесно связанная с мышлением, состоит в
выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы.
3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, от- ношений, чувств и соответственно делится на информационную, 80- леизъявляющую и экспрессивную.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация и функции речи» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»