Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалог (разговор) - это непосредственное общение или обмен содержа- тельными репликами и информацией двух и более человек. В ходе диалога облегчается возможность выражения и уточнения мыслей говорящего и своего отношения к предмету разговора. Но чтобы быть понятым, надо соблюдать правила диалога-слушать собесед- ника и отвечать на его мысли. Именно в диалоге усматривают пси- хологи (Б.Ф. Ломов) и литературоведы (М.М. Бахтин) элементарную единицу общения и мышления как творчества (Б.С. Библер).
Историки и обществоведы указывают на особенности обществен- ного и индивидуального сознания, когда ведущие социально-эстети- ческие потребности времени наиболее полно выражали себя именно в данной жанровой форме. Так было, например, в XV веке, когда итальянские гуманисты возродили античный диалог, ибо в его струк- туре "отпечатался, отлился в единственно возможную форму диало- гический стиль эпохи Возрождения" (Е.А. Кокина). Сегодняшний непреложный интерес к диалогу в науке и искусстве возможно сле- дует расценивать как прелюдию грядущего Возрождения.
Так или иначе, но "в диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных голоса в двухголосном слове, в реплике диалога чужое слово так или иначе учитывается, на него реагируют или его предвосхищают, оно переосмысливается или переоценива- ется" (Ломов Б.Ф. Общение... - М" 1981. - С. 8).
Психологическая сущность речевого диалога заключается, с од- ной стороны, в обращенности ее на партнера, с учетом значимости и уважения к суверенности высказываний иной личности, а с другой стороны, в ее идентификации со своими мыслями и чувствами, в сопереживании этим высказываниям (эмпатия). Эту полифоничность и двуединую направленность диалогической речи мы будем еще разбирать при изложении проблем диалогического общения, специ- фика которого в "субъективной" обращенности общения. О понима- нии той психологической природы и специфики диалога не только в устном диалоге, но и в письменной речи, свидетельствуют следую- щие слова Н.В. Гоголя, обратившего внимание на необходимость субъективной направленности читателя на свой душевный мир в диалоге с писателем и его произведением: "Ближе всего к нам соб- ственная душа... Но всяк из нас приступает к произведению как пчела к цветку, затем, чтобы извлечь из него нужное себе? Нет. Мы
' Волошинов В.П. Марксизм и философия языка. - Л.:Прибой,1930, - С. 114-115.
ищем во всем нравоученья для других, а не для себя. Мы готовы ратовать и защищать все общество, дорожа заботливо нравственно- стью других и позабывши о своей". (Гоголь Н.В. Полн. собр. соч., т.4. - М.: Изд. АН СССР, 1951. - С. 134-135.)
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психологическая сущность диалогической речи» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»