Сила воли проявляется во всем волевом процессе: в появлении стремлений, в скорости принятия решений, в решимости, в самооб- ладании.
Решимость - это полная уверенность в исполнимости решения. Самообладание - это сила воли, проявляющаяся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению постав- ленной цели ("уменье властвовать собой").
Сила воли, проявляющаяся в преодолении опасных для благопо- лучия и жизни человека препятствий, называется смелостью. Воля характеризуется настойчивостью, то есть умением совершать нео- днократно волевые акты в течение длительного времени для дости- жения определенной цели. От настойчивости надо отличать упрям- ство - неадекватную настойчивость в выполнении решений, приня- тых без достаточных оснований. Противоположным качеством настой- чивости является податливость, определяемая легкостью изменения решения под влиянием других лиц или случайных обстоятельств. Если же решение принимается со стороны без критики и уже в готовом виде, то можно выявить внушаемость.
Но, кроме настойчивости о затратой сил и времени, человеку приходится преодолевать физические и моральные страдания, ха- рактеризующие его выносливость и терпение. Сознательная терпе- ливость и выдержка целенаправлены и всегда связаны с инициати- вой и не похожи на покорность - безинициативное и безвольное подчинение чужой воле и силе обстоятельств.
Нерешительность (состояние противоположное решительности) часто сопровождается растерянностью, недостаточной опытностью, когда она обусловлена недостатком знаний, навыков и умений.
Исполнительность - качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых ре- шений.
Дисциплинированность - тоже свидетельство волевых качеств личности, ибо дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.
Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, на- стойчивости, выносливости и терпении называется мужеством.
Воля тесно связана с нравственными свойствами личности, ибо при исполнении целей не все равно какими принципами руковод- ствовался человек и какими средствами их достигал. Моральной волей мы называем лишь ту волевую активность, которая проявляет- ся ценными качествами: решительностью, постоянством, смелостью, настойчивостью, выносливостью, самообладанием, сочетающимися с социально-этическими принципами гуманизма.
Воля воспитуема. Уже в игре у детей формируются определенные волевые качества, закрепляемые в труде и последующей професси- ональной деятельности. Воспитание воли состоит в закреплении и развитии ее положительных свойств - инициативности, смелости, самообладании, настойчивости, выносливости, принципиальности, самокритичности и дисциплинированности. Психическая и эмоцио- нальная регуляция взаимосвязаны, ибо положительные эмоции, са- моприказы, самоободрения способствуют выработке прочных услов- но-рефлекторных связей с волевыми актами.
А.С. Макаренко подчеркивал, что "большая воля - это не только умение пожелать и добиться, но умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно... Без тормоза не может быть и машины, без тормоза нет и не может быть никакой воли". Решив работать над собой, надо начинать немедленно, борясь с трудностями, надо под- бадривать себя, внушать себе веру в успех - 'молодец", "все вый- дет", "все в моих силах". Надо идти от простого к сложному и кон- тролировать свои результаты.
"Та внутренняя техника, которую я проповедую и которая нужна для создания правильного творческого самочувствия, базируется в главных своих частях как раз на волевом процессе... вот почему многие артисты так глухи к моим призывам." (Станиславский К.С. Собр. соч., т. !. - М.: Искусство, 1954. - С. 347.) Волевое действие - это внутренняя побудительная сила, данная
человеку не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, са- моубеждением, самоопределением. К.С. Станиславский советовал начинать день с оценки своего поведения: что сделано для развития своей творческой воли, - <ваш день - такие же "предлагаемые обстоятельства", какие вам даются в каждой роли>. Начинать же надо с самого простого - с самоорганизации и выработки постоян- ной готовности к работе, с дисциплины в театре: <Считается нор- мальным явлением подшутить над только что прочитанным произве- дением. Эта шутка, охлаждающая только что зародившееся увлече- ние,... первое препятствие при развитии "воли". И чем остроумнее шутка, тем труднее обломать ее вредное действие в коллективном творчестве>. (Музей МХАТАрхив К.С. Станиславского, дело № 1261).
Воспитание воли тесно связано и с воспитанием образного мыш- ления и чувств. Развитие мышления создает условия для наиболее сознательной постановки цели, оно способствует обоснованному выбору решений и действий, а воспитание положительных мораль- ных чувств, высоких этических и эстетических качеств личности од- новременно является и средством воспитания высокой моральной ответственности человека перед людьми, действенных мотивов фор- мирования и развития гармонично развитого человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Волевые качества» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»