Психомоторика- это двигательное действие, развивающееся в результате упражнения или практики и представляющее собой обоб- щение психики с ее выражением - мышечным движением.
Поихомоторика не особая форма отражения, а выражение различ- ных психических процессов движениями. Психомоторный процесс имеет механическую, физиoлoгичecк,'ю и психологическую характе- ристики.
Механические проявления психомоторики определяются силой, темпом (частотой повторения и циклов однообразных движений), скоростью и траекторией рабочих движений (формой, направленно- стью и объемом).
Физиологическая сторона рабочих движений включает как изоли- рованные, так и .координированные движения, главной характерис- тикой которых является "модель потребного будущего°(Н.А. Бернш- тейн). Нейрофизиологический механизм активности движений, их свободы и вынужденности определяется функцией акцептора дей- ствия, отличающего и коррегирующего алгоритмы программ задан- ного действия с результатом их выполнения.
Психологическая характеристика рабочих движений тесно связа- на с физиологической "моделью потребного будущего" и направлена на достижение цели психомоторных действий. По мере достижения этих целей можно различать основные рабочие движения, то есть те, которые минимально необходимы для достижения цели. В наиболее благоприятных условиях: правильные и неправильные, экономные и неэкономные рабочие движения, поправочные - уточняющие основ- ные в соответствии с отклонением от наиболее благоприятных усло- вий выполнения, - дополнительные, необходимые в силу побочных факторов, сопутствующие (синкинезия), сопровождающие, и лишние - ненужные, мешающие основным рабочим движениям. Иногда встре- чаются аварийные движения, имеющие целью ликвидировать воз- никновение непредвиденной экстремальной ситуации дополнитель- ными рабочими движениями.
Особенности психомоторики необходимо учитывать в обучении навыкам исполнительских профессий, когда педагог оценивает лич- ность учащегося, степень автоматизации двигательных навыков, пси-
хофизическое самочувствие, эмоциональное состояние, а также па- раметры здоровья исполнителя. Качества выполнения движений очень показательны - темпо-ритмические факторы, направленность внима- ния, музыкальность, пластичность или, наоборот, диспластичность, резкость движений, наличие синкинезии (содружественных движе- ний), ошибочных и лишних движений. Показ упражнений учащемуся совершается в нормальном темпе, но иногда требуется, кроме нор- мального, замедленный темп выполнения движений для уяснения комплекса их взаимосвязанности и координации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность психомоторики» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»