По видам чувств различают морально-эстетические и интеллекту- альные чувства. Моральные чувства возникают вследствие пережи- ваний людьми своего отношения к выполнению нравственных прин- ципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплиниро- ванность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может выз- вать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются, например, в пытливости, любознательнос- ти, уверенности или сомнениях, в любви к новому или боязни его. Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей и интересов, познавательности, но они не только сопровождают ум- ственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность, гармонизируют человека. К. Либкнехт определял сущность эстети- ческого чувства как "особое умственное психическое состояние сво- еобразного вдохновения, подъема, экстаза, поисков гармонии; это - удовлетворение потребностей в совершенстве, в прекрасном". {Либ- кнехт К. Мысли об искусстве. - М., 1971. - С. 149.)
Эстетические чувства - это чувства красоты или, напротив, бе- зобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п. Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельнос- тью. Классические произведения искусства вызывают высокие эсте- тические чувства. Эстетические чувства проявляются и при оценке и переживании моральных действий людей и их поступков (что отра- жается и в речи: "Некрасивый поступок совершил"). Эстетические чувства не только созерцательны, они могут оптимизировать и сти- мулировать человеческую деятельность. "Эмоции искусства - суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются в образах фантазии". {Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - С. 268.)
Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении ненужных чувств и укреплении социально ценных и устойчивых пози- тивных качеств личности. Эмоционально-волевая и психорегулирую-
щая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного дей- ствия стрессовых факторов - фрустрации (напряженности), страха и т.п., мешающих процессам творческого труда. Под напряженнос- тью подразумевают скованность человека, неуверенность, особенно мешающую в осуществлении творческой деятельности. Таковы "мы- шечные зажимы", "боязнь рампы" у актеров, страх выступления и соревнований у спортсменов, растерянность, нарушающие нормаль- ный процесс деятельности, причем нарушения психических процес- сов (например, внимания, памяти) здесь первичны в отличие от напряженности, при которой эти нарушения производны от эмоций.
Эмоциональные реакции на опасность могут проявляться трево- гой и страхом. Страх отличается от тревоги неизвестностью ожида- емого исхода. Страх и тревога могут быть адекватными опасности и неадекватными, связанными с личностными особенностями человека (тревожно-мнительного либо противоположного по характеру). Пани- ка является формой стенического (стенос - сила) страха, которая может охватить группу людей. Испуг - это внезапно резко выражен- ный страх, возникающий при неожиданном изменении ситуации, угрожающем благополучию или жизни человека, но неосознанном для ужаса - наиболее сильной степени страха (характерно подавление рассудка - "безумный страх'). "Разумный страх" проявляется в виде опасения и осторожности и может не мешать, а иногда способство- вать осуществлению деятельности. Смелость - есть форма осознан- ного и волевого преодоления страха. Храбрость связана с положи- тельными стеничеокими эмоциями и переживаниями. Отвага пере- живается человеком как социально одобряемый поступок. Мужество - сложная и наивысшая форма бесстрашия, связанная с мировоз- зренческими установками личности. Понятие героизм - социально по содержанию и сопровождается высоким уровнем положительных эмоций, имеющих большое общественное значение, например, при совершении подвига.
Классификация видов эмоций подробно дана В.Ф. Матвеевым в учебнике "Медицинская психология" (для медучилищ). Положительные эмоции:
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация чувств и виды эмоций» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»