ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

Определение и классификация эмоций
Если ощущения и восприятия отражают объективную действи-
тельность при непосредственном их воздействии на органы чувств,
мышление устанавливает опосредованные связи между предметами
и явлениями отражаемого, то эмоции и чувства тоже являются фор-
мой отражения, но не самих объектов.

Эмоции - более простая форма психического отражения, сто-
ящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим
отражением и представляющая собой своеобразное личностное от-
ношение человека и к окружающей действительности, и к самому
себе. Таким образом, не будучи еще формой познания, эмоции осу-
ществляют отражение и саморегуляцию, отражательную и саморегу-
лирующую психическую функцию при воздействии на человека раз-
дражителей, связанных с его потребностями.

Эта связь представлена П.В. Симоновым в виде структурной
формулы: Э-ф/П,(Ин-Ис),..., где Э - эмоция, ее степень, качество и
знак, П - сила и качество актуальной потребности, (Ин-Ис) - оценка
вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и
онтогенетического опыта, Ин - информация о средствах прогности-
чески необходимых для удовлетворения потребности, Ис - инфор-
мация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.''

' Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.-С. 20.

Чувства - более сложная, чем эмоции, форма отражения, свой-
ственная только человеку, обобщающая его эмоциональное отраже-
ние и понятия. Чувства связываются не с физиологическими потреб-
ностями человека, а с более высокими нуждами и мотивами деятель-
ности, осуществляя саморегулирующие функции не на организми-
ческом уровне, а на личностном и социально-психологическом уров-
не. Творческое удовлетворение, радость труда, профессиональная
гордость, чувство коллективизма - примеры исторической сформи-
рованности социальной обусловленности чувств.

Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свой-
ствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями,
намерениями, индивидуальными психическими свойствами, напри-
мер, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Сгеничес-
кие чувства, например, радость или гнев - это чувства сильные,
повышающие жизнедеятельность организма, его психический тонус.
Астенические чувства (горе, испуг, грусть) приводят к снижению
жизнедеятельности и энергии. Но жизненная диалектика чувств да-
леко непроста. "А вы думаете, что единственное жизнеутверждающее
чувство есть радость? - справедливо вопрошал А.М. Горький, -
Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, стра-
дание и преодоление страдания, преодоление трагедий, преодоле-
ние смерти. В руках писателя много могучих сил, которыми он утвер-
ждает жизнь." (Литературная газета, 1957, 9 мая.)

Эмоции и чувства человек не только переживает, они имеют и
внешнее, "телесное", оформление в виде мимики (особенностей
лицевой мускулатуры, положение бровей, углов рта), пантомимики
(жесто-мимического контура личности), интонации и вегето-сосуди-
стых проявлений (покраснения, потливости, изменения частоты сер-
дечных сокращений, цикла дыхания, а также биохимических измене-
ний в организме - сдвиг формулы крови, катехоламины и т.п.).

Эмоциональный тонус определяет уровень эмоционального заря-
да и психоэнергетики, колеблющийся от эмоциональной взрывчато-
сти (раздражительности) до эмоциональной тупости. Длительное
эмоциональное состояние определяется настроением, хотя эмоции
могут быть и слабо выражены. В случае сильно выраженного эмоци-
онального раптуса может наблюдаться так называемый аффект, в
некоторых случаях (патологический аффект), делающий человека даже
невменяемым. Часто аффекты протекают с сужением сознания, вспыш-
ками ярости, ужаса, двигательным возбуждением, реже - проявля-
ются в виде заторможенности, растерянности.

Страсть в отличие от настроения является сильным эмоциональ-
ным состоянием с сильно выраженным устойчивым и длительным
стремлением к определенным действиям или объектам (страсть к
творчеству, к любимому человеку).

В творческом труде часто появляется воодушевление - такое
эмоциональное состояние, которое характеризуется большой силой
и целеустремленностью к деятельности. Воодушевление может быть

кратковременным и длительным, индивидуальным и охватывающим
группу людей. Тогда оно может сопровождаться групповой индукци-
ей, передаваясь от человека к человеку. Вдохновение в творческой
деятельности часто сопровождается мобилизацией всех лучших ду-
шевных сил человека.

А.С. Пушкин охарактеризовал вдохновение как расположение души
к живейшему принятию впечатлений, к быстрому соображению поня-
тий, что и способствует объяснению оных. И далее: 'Я пишу и раз-
мышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же
я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду ею или
пропускаю эту сцену..." Если же оно наступает:

... 8 сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,
и пробуждается поэзия во мне:
душа стесняется лирическим волненьем,
трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
излиться наконец свободным проявленьем -
и тут ко мне идет незримый рой гостей,
знакомцы давние, плоды мечты моей,
и мысли в голове волнуются в отваге,
и рифмы легкие навстречу им бегут,
и пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
минута - и стихи свободно потекут.

Физиология эмоций и чувств не имеет возраста ("любви все
возрасты покорны...").

Возраст творчества и его расцвета, или прихода вдохновения
различен, но как правило, выдающиеся художники начинали творить
очень рано. Так, Моцарт в двенадцать лет сочинил оперу, С. Проко-
фьев принес А.К. Глазунову свои сочинения, в том числе и оперу
"Ундина", в девять лет, сгибаясь под тяжестью сочинений, нагружен-
ных им в котомку. М.Ю. Лермонтов создал "Мцыри" в шестнадцать
лет, оперу "Алеко" С.В. Рахманинов написал в восемнадцать лет. В
этом же возрасте А.С. Пушкин создал свою знаменитую поэму "Рус-
лан и Людмила". Однако, в те же восемнадцать лет учился лишь
музыкальным азам Арам Хачатурян, но это ему не помешало стать
выдающимся композитором, так же как и ИА. Крылову возраст сорок
лет не был помехой стать великим баснописцем, а Полю Гогену -
художником. До глубокой старости плодотворно творил великий Лев
Толстой.

Чувства отличаются по силе, скорости их возникновения, устойчи-
вости и глубине. Глубина чувств определяется богатством и разно-
образием представлений и мыслей, а также стремлений, возникаю-
щих в ответ на то или иное содержание эмоциональных пережива-
ний. Глубокие чувства связаны с направленностью личности и ее
мировоззренческими критериями. Неглубокие чувства не оставляют
следа и бывают связаны со случайными объектами и явлениями, не

затрагивают существенных сторон и мотивов личности и называются
увлечениями.

Чувства выполняют сигнальную и регулирующую функцию, спо-
собствующую "канализированию", перераспределению избытка эмо-
ций, например, при отчаянии регулирующая функция чувств состоит
в их снижении.

Между эмоциями и чувствами существуют сложные взаимоотно-
шения. Чувства проявляют себя через эмоции, а эмоции, социали-
зируясь, могут преобразоваться в чувства.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение и классификация эмоций» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ НАПРЯМИ ДІЯЛЬНОСТІ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
Види та операції комерційних банків
ВАЛЮТНИЙ РИНОК. ВИДИ ОПЕРАЦІЙ НА ВАЛЮТНОМУ РИНКУ
Проектний контроль


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1259 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП