Если ощущения и восприятия отражают объективную действи- тельность при непосредственном их воздействии на органы чувств, мышление устанавливает опосредованные связи между предметами и явлениями отражаемого, то эмоции и чувства тоже являются фор- мой отражения, но не самих объектов.
Эмоции - более простая форма психического отражения, сто- ящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное от- ношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе. Таким образом, не будучи еще формой познания, эмоции осу- ществляют отражение и саморегуляцию, отражательную и саморегу- лирующую психическую функцию при воздействии на человека раз- дражителей, связанных с его потребностями.
Эта связь представлена П.В. Симоновым в виде структурной формулы: Э-ф/П,(Ин-Ис),..., где Э - эмоция, ее степень, качество и знак, П - сила и качество актуальной потребности, (Ин-Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта, Ин - информация о средствах прогности- чески необходимых для удовлетворения потребности, Ис - инфор- мация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.''
' Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.-С. 20.
Чувства - более сложная, чем эмоции, форма отражения, свой- ственная только человеку, обобщающая его эмоциональное отраже- ние и понятия. Чувства связываются не с физиологическими потреб- ностями человека, а с более высокими нуждами и мотивами деятель- ности, осуществляя саморегулирующие функции не на организми- ческом уровне, а на личностном и социально-психологическом уров- не. Творческое удовлетворение, радость труда, профессиональная гордость, чувство коллективизма - примеры исторической сформи- рованности социальной обусловленности чувств.
Своеобразие эмоций и чувств определяется личностными свой- ствами, направленностью личности, ее мотивами, стремлениями, намерениями, индивидуальными психическими свойствами, напри- мер, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Сгеничес- кие чувства, например, радость или гнев - это чувства сильные, повышающие жизнедеятельность организма, его психический тонус. Астенические чувства (горе, испуг, грусть) приводят к снижению жизнедеятельности и энергии. Но жизненная диалектика чувств да- леко непроста. "А вы думаете, что единственное жизнеутверждающее чувство есть радость? - справедливо вопрошал А.М. Горький, - Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, стра- дание и преодоление страдания, преодоление трагедий, преодоле- ние смерти. В руках писателя много могучих сил, которыми он утвер- ждает жизнь." (Литературная газета, 1957, 9 мая.)
Эмоции и чувства человек не только переживает, они имеют и внешнее, "телесное", оформление в виде мимики (особенностей лицевой мускулатуры, положение бровей, углов рта), пантомимики (жесто-мимического контура личности), интонации и вегето-сосуди- стых проявлений (покраснения, потливости, изменения частоты сер- дечных сокращений, цикла дыхания, а также биохимических измене- ний в организме - сдвиг формулы крови, катехоламины и т.п.).
Эмоциональный тонус определяет уровень эмоционального заря- да и психоэнергетики, колеблющийся от эмоциональной взрывчато- сти (раздражительности) до эмоциональной тупости. Длительное эмоциональное состояние определяется настроением, хотя эмоции могут быть и слабо выражены. В случае сильно выраженного эмоци- онального раптуса может наблюдаться так называемый аффект, в некоторых случаях (патологический аффект), делающий человека даже невменяемым. Часто аффекты протекают с сужением сознания, вспыш- ками ярости, ужаса, двигательным возбуждением, реже - проявля- ются в виде заторможенности, растерянности.
Страсть в отличие от настроения является сильным эмоциональ- ным состоянием с сильно выраженным устойчивым и длительным стремлением к определенным действиям или объектам (страсть к творчеству, к любимому человеку).
В творческом труде часто появляется воодушевление - такое эмоциональное состояние, которое характеризуется большой силой и целеустремленностью к деятельности. Воодушевление может быть
кратковременным и длительным, индивидуальным и охватывающим группу людей. Тогда оно может сопровождаться групповой индукци- ей, передаваясь от человека к человеку. Вдохновение в творческой деятельности часто сопровождается мобилизацией всех лучших ду- шевных сил человека.
А.С. Пушкин охарактеризовал вдохновение как расположение души к живейшему принятию впечатлений, к быстрому соображению поня- тий, что и способствует объяснению оных. И далее: 'Я пишу и раз- мышляю. Большая часть сцен требует только рассуждения; когда же я дохожу до сцены, которая требует вдохновения, я жду ею или пропускаю эту сцену..." Если же оно наступает:
... 8 сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне: душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, и ищет, как во сне, излиться наконец свободным проявленьем - и тут ко мне идет незримый рой гостей, знакомцы давние, плоды мечты моей, и мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут.
Физиология эмоций и чувств не имеет возраста ("любви все возрасты покорны...").
Возраст творчества и его расцвета, или прихода вдохновения различен, но как правило, выдающиеся художники начинали творить очень рано. Так, Моцарт в двенадцать лет сочинил оперу, С. Проко- фьев принес А.К. Глазунову свои сочинения, в том числе и оперу "Ундина", в девять лет, сгибаясь под тяжестью сочинений, нагружен- ных им в котомку. М.Ю. Лермонтов создал "Мцыри" в шестнадцать лет, оперу "Алеко" С.В. Рахманинов написал в восемнадцать лет. В этом же возрасте А.С. Пушкин создал свою знаменитую поэму "Рус- лан и Людмила". Однако, в те же восемнадцать лет учился лишь музыкальным азам Арам Хачатурян, но это ему не помешало стать выдающимся композитором, так же как и ИА. Крылову возраст сорок лет не был помехой стать великим баснописцем, а Полю Гогену - художником. До глубокой старости плодотворно творил великий Лев Толстой.
Чувства отличаются по силе, скорости их возникновения, устойчи- вости и глубине. Глубина чувств определяется богатством и разно- образием представлений и мыслей, а также стремлений, возникаю- щих в ответ на то или иное содержание эмоциональных пережива- ний. Глубокие чувства связаны с направленностью личности и ее мировоззренческими критериями. Неглубокие чувства не оставляют следа и бывают связаны со случайными объектами и явлениями, не
затрагивают существенных сторон и мотивов личности и называются увлечениями.
Чувства выполняют сигнальную и регулирующую функцию, спо- собствующую "канализированию", перераспределению избытка эмо- ций, например, при отчаянии регулирующая функция чувств состоит в их снижении.
Между эмоциями и чувствами существуют сложные взаимоотно- шения. Чувства проявляют себя через эмоции, а эмоции, социали- зируясь, могут преобразоваться в чувства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Определение и классификация эмоций» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»