Любое проявление памяти требует запоминания, то есть запечат- ления воспринятого, затем сохранения, узнавания запомненного и воспроизведения. Узнавание - это проявление памяти в ходе одно- временно протекающего повторного восприятия. Воспроизведение - это проявление памяти без непосредственного повторного воздей- ствия какого-либо объекта. Запоминание - начальный этап процесса памяти. Он может осуществляться путем многократного стереотипно- го повторения материала (механический тип запоминания). Чем бли- же процесс запоминания к мышлению, тем лучше запоминается материал. Такое запоминание называют смысловым: в нем ведущее значение придается логическому строю мысли. Комплексные приемы запоминания нужны при запоминании наизусть по смыслу и являют- ся основой выучивания, например, текста роли. Здесь используется и смысловое запоминание, и ассоциативное, и неоднократное повто- рение текста. Однако ведущее значение имеет логика развития об- раза, подчиняющая себе "дословное" запоминание.
Творческой личности необходима и продуктивность памяти, кото- рая характеризуется рядом качеств: объемом памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения запомненного, длительно- стю сохранения информации, готовностью памяти извлекать и легко воспроизводить необходимые в данный момент сведения. Продук- тивность памяти зависит от состояния самого субъекта, его мотива- ции, установки на запоминание, индивидуальных свойств памяти, состояния работоспособности в данный момент; также и от объек- тивных причин: обстановки, в которой происходит запоминание, ко- личества материала, наглядности, его осмысленности и способа подачи информации.
Запоминание протекает в виде запечатлевания - прочного и точ- ного сохранения увиденного или услышанного в результате одно- кратного восприятия предъявленного материала.
Механизмы импринтинга (запечатлевания) лежат и в основе так называемой иконической памяти. Под ней подразумевается задер- жание восприятия информации, которая предстает как бы в виде копии (иконы) реальной действительности. Мир представляется как бы неподвижным, он на время останавливается, но информация может быть подвергнута анализу и обработке. Хотя время ее хранения ограничивается миллисекундами, оно достаточно для извлечения
информации, нужной для решения творческих задач. Иногда отсро- ченное воспроизведение оказывается более полным, чем воспроиз- ведение сразу же после заучивания или запечатлевания; такое явле- ние называется реминисценцией.
Имеются предположения о сходстве механизмов запечатлевания и воспроизведения информации мозгом с принципами реализации оптических процессов голографии, основанной на явлениях интерфе- ренции (смешивания, наслоения) некоторых структур. Так Л.П. Гри- мак пишет: "Хорошо известные в психологии ассоциативные законо- мерности функционирования памяти хорошо согласуются с возмож- ностью ассоциативного считывания голограмм. Именно такая орга- низация памяти обеспечивает возможность быстрого извлечения содержащейся в ней нужной информации не путем перебора всего содержимого, а за счет использования тех связей между хранимыми образами, которые формируются при запоминании" (Гримак Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. - М.: Наука, 1978).
Память развивается в процессе человеческой деятельности, и основной формой является произвольное запоминание, требующее волевых намерений. Но и без специальных целей и волевых усилий может происходить сохранение в памяти многократно воспринимав- шейся информации. Это так называемое непроизвольное запомина- ние (П.И. Зинченко). Например, в системе болгарского психогигие- ниста Г. Лозанова установка специально сдвигается на непроизволь- ное внимание ("слушайте музыку, а нетекст"), что повышает эффек- тивность обучения, приводя к так называемой гипермезии ('сверхза- поминанию"). Экспериментально также была показана непроизволь- ность запоминания незавершенных действий, запоминавшихся луч- ше завершенных (так называемый "эффект Б.В. Зейгарник").
Существуют различные приемы запоминания, называемые мнемо- техникой. А.Р. Лурия в "Маленькой книжке о большой памяти" раз- бирает особенности памяти мнемониста Шерешевского, пользовав- шегося, в частности, приемом "привязывания" информации, нуждав- шейся в запоминании, к прекрасно знакомым ему объектам, напри- мер, улицы Горького.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Процессы памяти» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»