Большое значение в клинике психофункциональных расстройств имеет исследование не только конструктивных действий, эмоцио- нальной сферы, функционального состояния аппаратов динамогене- за, но и таких психологических качеств личности как память, рабо- тоспособность, внимание. Об остроте и объеме внимания можно судить по результатам корректурного эксперимента, а также пробы Рыбакова-Бернштейна. Корректурная проба уже давно применялась в психологии труда
(Бурдон) и в клинической практике (В.Я. Анфимов, Л.С. Гутман, А.Г. Иванов-Смоленский, С.Я. Рубинштейн, С.Р. Сагалова, Т.И. Тепеницы- на и др.).
Мы пользуемся следующей модификацией метода Н.В. Левенкова (1962). Проба проводится в два последовательных этапа. Группе испытуемых предлагается на специальных бланках по команде экспе- риментатора как можно скорее вычеркивать букву "С°. По окончании задания отмечается индивидуальное для каждого испытуемого вре- мя, в течение которого сделана на одном бланке корректура. После двухминутного перерыва испытуемым вручаются такие же необрабо- танные бланки и дается второе задание: вычеркивать как можно скорее все буквы "С", но если после 'С" стоит "Н", то вычеркивать не надо. Засекается время выполнения второго задания.
Анализ корректурной пробы позволяет судить о качестве внима- ния, характере утомляемости, о типологических особенностях испы- туемого и о состоянии основных нервных процессов (Н.В. Левенков). Так, пропуск "С", стоящей на 2-5 месте от предыдущего зачеркнутого "С", трактуется как явление отрицательной индукции; пропуск "С", стоящей на 2-5 месте после тормозной комбинации "СН" - как пос- ледовательное торможение; вычеркивание не только "С", но и "е"- как обобщение раздражительного процесса; вычеркивание второй комбинации "СН" из двух рядом стоящих - как положительная ин- дукция; зачеркивание тормозной комбинации 'СН", стоящей на 2-5 месте после вычеркнутого "С" -как иррадиация раздражительного процесса. Все остальные пропуски "С" могут расцениваться как яв- ление внешнего торможения.
В норме скорость выполнения каждого задания - 5 минут, а ко- личество ошибок не превышает 10.
Корректурная проба оценивается по пятибалльной системе: 5 - выполнение пробы не более чем за 5 минут с количеством ошибок до 10; 4- выполнение пробы в пределах 5 минут с количеством ошибок до 12-13; 3 - выполнение пробы более 5 минут с количеством оши- бок в пределах 15; 2- выполнение проб более чем за 5 минут с количеством ошибок более 15:1- выполнение проб более чем за 5 минут с количеством ошибок больше 20.
О работоспособности, упражняемости и утомляемости, помимо корректурной пробы, можно судить по результатам счета по Крепе- лину (непрерывное сложение ряда однозначных цифр). Анализ ре- зультатов подсчета изображается в виде кривой, на которой отража- ется скорость работы и число ошибок. Работоспособность оценива- ется по пятибалльной системе: 5 - выполнение ряда из 50 столбцов за 1 минуту без ошибки; 4 - выполнение этого ряда за 1 минуту с единичными ошибками; 3 -- выполнение этого ряда за 1,5 минуты с единичными ошибками; 2 - выполнение ряда более чем за 1,5 ми- нуты с числом ошибок до 10; 1- выполнение ряда более чем за 2 минуты с большим количеством ошибок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»