ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНО-ПАЛЬЦЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Разработанная А.Н. Шогамом и примененная им при некоторых
органических поражениях ЦНС методика позволяет установить ло-
кальную акцентуацию патологического процесса. При психо-функци-
ональных расстройствах конструктивно-пальцевая проба способна
выявить искажения в согласованной работе обеих сигнальных сис-
тем, снижение активности внимания в силу астенизации, степень
участия различных корковых анализаторов (зрительного, кожно-кине-
стетического, рече-слухового, акустически-моторного) в осуществле-
нии задания, наличие эпицентров функционально-динамической на-
пряженности "поломов".

' Убедившись общеиавестным способом в отсутствии апраксии,
пальцевой агнозии и ее афазических вариантов, а также в отсут-
ствии нарушений ориентировки в правом-левом, можно приступить
к исследованию конструктивно-пальцевых действий.

Испытуемый садится лицом к психологу. Обе руки он и исследу-
емый кладут на стол или на колени, если они оидятт не за столом.
Кисть в положении супинации, пальцы вытянуты. Психолог должен
внимательно следить не только за рукой испытуемого, выполняющей
задание, но и за второй рукой, чтобы фиксировать возможные син-
кинетические движения пальцев руки, не участвующих в выполнении
задания. Исследование проводится по следующей схеме.

Первая проба: поочередная оппоненция большого папьиэ осталь-
ным четырем сначала правой, затем левой рукой. Испытуемый полу-
чает инструкцию: "Внимательно следите за моими руками и делайте
точно так, как я: что я буду делать правой рукой, вы то же делайте
правой, что я буду делать левой, то и вы делайте левой рукой".

В этом задании речь идет об образовании "с места" простого
динамического стереотипа пальцевых движений, в котором череду-
ются разные положительные раздражители.

Вторая проба; психолог касается большим пальцем кончиков
среднего пальца и мизинцэ той же руки. Таким образом, здесь уже
формируется более сложный стереотип, в котором указательный и
безымянный пальцы играют роль отрицательных (не касаться), а
средний и мизинец - положительных раздражителей.

Третья проба: (двойная переделка стереотипа) состоит из двух
фрагментов. В первом фрагменте, так же, как и во второй пробе,
нужно касаться среднего пальца и мизинца, и во втором фрагменте,
следующим непосредственно за первым, нужно касаться указатель-

ного и безымянного, но не касаться среднего и мизинца. Таким
образом, положительные раздражители первого фрагмента стано-
вятся отрицательными во втором фрагменте задания и наоборот.

Четвертая проба: действие по слепой инструкции. Испытуемому
предлагают закрыть глаза, расслабить пальцы. Психолог произво-
дит пассивные движения оппоненции пальцев испытуемого и дает
словесную инструкцию: "Делайте так, как я вам показал". При этом
пассивно противопоставляются (поочередно на обеих руках) боль-
шой палец безымянному, указательному и среднему. Затем испыту-
емый активно воспроизводит эти движения с закрытыми глазами.

Пятая проба: действия по словесной инструкции. Психолог ни-
чего не подзывает, а лишь рассказывает испытуемому задание и
следит за точностью выполнения пробы.

Шестая проба: (конкурентная наглядно-словесная инструкция)
испытуемому предлагают следить за движением пальцев врача или
психолога и выполнять наглядную инструкцию, игнорируя одновре-
менную словесную. Задание формулируется следующим образом:
"Делайте так, как я вам буду показывать руками, и не делайте так,
как я вам буду говорить. Словами я буду вас сбивать". Затем пси-
холог производит оппонентные движения и одновременно сопровож-
дает их словесными обозначениями, вначале адекватными, а затем
неверными, сбивающими испытуемого. Так создаются конкурентные
отношения между словесными и наглядными раздражителями.

Седьмая проба: (конкурентная словесно-наглядная инструкция).
Примерная ее формулировка: "Внимательно следите за моими рука-
ми и слушайте, что я буду говорить. Делайте так, как я буду говорить
и не делайте так, как я буду показывать. Руками я буду вас сбивать".
В этой пробе конкурентные отношения прямо противоположны по
своему значению предыдущей пробе. Доминанта перемещается в
сферу действия словесных раздражителей. Грубые и стойкие, упор-
ные ошибки свидетельствуют о нарушении взаимодействия между
сигнальными системами.

Оценка производится по пятибальной системе для каждой руки
отдельно: 5-безукоризненно четкий ответ, 4-точный, но недоста-
точный по темпу, 3 - правильный, но не четкий ответ, неуклюжие
движения, 2 - неверный ответ, 1 - грубые, ошибочные ответы. В
примечании даются описательные характеристики (синкинезии, хо-
реатетоидные движения пальцев, персеверации и т.д.).

Проба многоточия. Проба дает возможность судить о корково-
подкорковых взаимоотношениях, дает представление о подвижности
нервных процессов, о состоянии аппаратов переключения.

Лист белой бумаги разделяется двумя горизонтальными и тремя
вертикальными линиями на двенадцать клеток. Испытуемый должен
ставить на бумаге с помощью карандаша средней мягкости по ко-
манде экспериментатора с максимальной быстротой точки, вначале
в верхней клетке слева, а затем по команде "переход" переходить
справа налево во вторую, третью и четвертую клетку верхнего, сред-

него и нижнего ряда клеток. Команда "переход" подается через каж-
дые пять секунд. Опыт продолжается минуту. После окончания лист
бумаги подвергается обработке. В каждой клетке подсчитываются
отдельно точки и отдельно запятые и тире. Получаются три цифры,
по которым составляется график из трех кривых: 1) кривая общего
количества движений, 2) кривая точек, 3) кривая запятых и тире.

Точка требует очень четкой координации тонких движений руки, в
частности, четкого переключения сгибательного и разгибательного
движений кисти, четкого взаимодействия между корковыми фазнок-
лоническими и подкорковыми фиксационно-тоническими компонента-
ми движений (А.Н. Шогам). Недостаточность переключения и преоб-
ладание фиксационно-тонических компонентов сказывается как на
темпе, так и на качестве выполнения задания. Проба многоточия
может иметь существенное значение для функциональной диагности-
ки, если учитывать:

1. Предельную скорость движений (нормой можно считать 25-30
знаков в 5 секунд, или 5-7 движений в одну секунду.

2. Характер общей кривой (волнообразная, пологая, нерегуляр-
ная, кривая компенсации и тренировки, кривая истощения).

3. Наличие или отсутствие реакции финиша, т.е. увеличения ско-
рости в конце исследования.

Проба многоточия оценивается по пятибалльной системе. 5 -
хорошая психомоторика, не менее 30 движений в секунду, наличие
реакции финиша, 4 - средняя психомоторика, с числом движений
не менее 25 в секунду, с наличием реакции финиша, 3 - психомо-
торика удовлетворительная, не менее 20 движений в секунду, нере-
гулярный тип кривой, 2 - грубое нарушение психомоторики, реак-
ция финиша слабая или отсутствует, 1 - истощение поихомоторики,
отсутствие реакции финиша.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНО-ПАЛЬЦЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Фонетика, звуки і мовні органи
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту
Адресація повідомлень в системах електронної пошти
Викид плазми на Сонці досяг Землі
Процес кредитування клієнтів банку


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 763 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП