МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНО-ПАЛЬЦЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Разработанная А.Н. Шогамом и примененная им при некоторых органических поражениях ЦНС методика позволяет установить ло- кальную акцентуацию патологического процесса. При психо-функци- ональных расстройствах конструктивно-пальцевая проба способна выявить искажения в согласованной работе обеих сигнальных сис- тем, снижение активности внимания в силу астенизации, степень участия различных корковых анализаторов (зрительного, кожно-кине- стетического, рече-слухового, акустически-моторного) в осуществле- нии задания, наличие эпицентров функционально-динамической на- пряженности "поломов".
' Убедившись общеиавестным способом в отсутствии апраксии, пальцевой агнозии и ее афазических вариантов, а также в отсут- ствии нарушений ориентировки в правом-левом, можно приступить к исследованию конструктивно-пальцевых действий.
Испытуемый садится лицом к психологу. Обе руки он и исследу- емый кладут на стол или на колени, если они оидятт не за столом. Кисть в положении супинации, пальцы вытянуты. Психолог должен внимательно следить не только за рукой испытуемого, выполняющей задание, но и за второй рукой, чтобы фиксировать возможные син- кинетические движения пальцев руки, не участвующих в выполнении задания. Исследование проводится по следующей схеме.
Первая проба: поочередная оппоненция большого папьиэ осталь- ным четырем сначала правой, затем левой рукой. Испытуемый полу- чает инструкцию: "Внимательно следите за моими руками и делайте точно так, как я: что я буду делать правой рукой, вы то же делайте правой, что я буду делать левой, то и вы делайте левой рукой".
В этом задании речь идет об образовании "с места" простого динамического стереотипа пальцевых движений, в котором череду- ются разные положительные раздражители.
Вторая проба; психолог касается большим пальцем кончиков среднего пальца и мизинцэ той же руки. Таким образом, здесь уже формируется более сложный стереотип, в котором указательный и безымянный пальцы играют роль отрицательных (не касаться), а средний и мизинец - положительных раздражителей.
Третья проба: (двойная переделка стереотипа) состоит из двух фрагментов. В первом фрагменте, так же, как и во второй пробе, нужно касаться среднего пальца и мизинца, и во втором фрагменте, следующим непосредственно за первым, нужно касаться указатель-
ного и безымянного, но не касаться среднего и мизинца. Таким образом, положительные раздражители первого фрагмента стано- вятся отрицательными во втором фрагменте задания и наоборот.
Четвертая проба: действие по слепой инструкции. Испытуемому предлагают закрыть глаза, расслабить пальцы. Психолог произво- дит пассивные движения оппоненции пальцев испытуемого и дает словесную инструкцию: "Делайте так, как я вам показал". При этом пассивно противопоставляются (поочередно на обеих руках) боль- шой палец безымянному, указательному и среднему. Затем испыту- емый активно воспроизводит эти движения с закрытыми глазами.
Пятая проба: действия по словесной инструкции. Психолог ни- чего не подзывает, а лишь рассказывает испытуемому задание и следит за точностью выполнения пробы.
Шестая проба: (конкурентная наглядно-словесная инструкция) испытуемому предлагают следить за движением пальцев врача или психолога и выполнять наглядную инструкцию, игнорируя одновре- менную словесную. Задание формулируется следующим образом: "Делайте так, как я вам буду показывать руками, и не делайте так, как я вам буду говорить. Словами я буду вас сбивать". Затем пси- холог производит оппонентные движения и одновременно сопровож- дает их словесными обозначениями, вначале адекватными, а затем неверными, сбивающими испытуемого. Так создаются конкурентные отношения между словесными и наглядными раздражителями.
Седьмая проба: (конкурентная словесно-наглядная инструкция). Примерная ее формулировка: "Внимательно следите за моими рука- ми и слушайте, что я буду говорить. Делайте так, как я буду говорить и не делайте так, как я буду показывать. Руками я буду вас сбивать". В этой пробе конкурентные отношения прямо противоположны по своему значению предыдущей пробе. Доминанта перемещается в сферу действия словесных раздражителей. Грубые и стойкие, упор- ные ошибки свидетельствуют о нарушении взаимодействия между сигнальными системами.
Оценка производится по пятибальной системе для каждой руки отдельно: 5-безукоризненно четкий ответ, 4-точный, но недоста- точный по темпу, 3 - правильный, но не четкий ответ, неуклюжие движения, 2 - неверный ответ, 1 - грубые, ошибочные ответы. В примечании даются описательные характеристики (синкинезии, хо- реатетоидные движения пальцев, персеверации и т.д.).
Проба многоточия. Проба дает возможность судить о корково- подкорковых взаимоотношениях, дает представление о подвижности нервных процессов, о состоянии аппаратов переключения.
Лист белой бумаги разделяется двумя горизонтальными и тремя вертикальными линиями на двенадцать клеток. Испытуемый должен ставить на бумаге с помощью карандаша средней мягкости по ко- манде экспериментатора с максимальной быстротой точки, вначале в верхней клетке слева, а затем по команде "переход" переходить справа налево во вторую, третью и четвертую клетку верхнего, сред-
него и нижнего ряда клеток. Команда "переход" подается через каж- дые пять секунд. Опыт продолжается минуту. После окончания лист бумаги подвергается обработке. В каждой клетке подсчитываются отдельно точки и отдельно запятые и тире. Получаются три цифры, по которым составляется график из трех кривых: 1) кривая общего количества движений, 2) кривая точек, 3) кривая запятых и тире.
Точка требует очень четкой координации тонких движений руки, в частности, четкого переключения сгибательного и разгибательного движений кисти, четкого взаимодействия между корковыми фазнок- лоническими и подкорковыми фиксационно-тоническими компонента- ми движений (А.Н. Шогам). Недостаточность переключения и преоб- ладание фиксационно-тонических компонентов сказывается как на темпе, так и на качестве выполнения задания. Проба многоточия может иметь существенное значение для функциональной диагности- ки, если учитывать:
1. Предельную скорость движений (нормой можно считать 25-30 знаков в 5 секунд, или 5-7 движений в одну секунду.
2. Характер общей кривой (волнообразная, пологая, нерегуляр- ная, кривая компенсации и тренировки, кривая истощения).
3. Наличие или отсутствие реакции финиша, т.е. увеличения ско- рости в конце исследования.
Проба многоточия оценивается по пятибалльной системе. 5 - хорошая психомоторика, не менее 30 движений в секунду, наличие реакции финиша, 4 - средняя психомоторика, с числом движений не менее 25 в секунду, с наличием реакции финиша, 3 - психомо- торика удовлетворительная, не менее 20 движений в секунду, нере- гулярный тип кривой, 2 - грубое нарушение психомоторики, реак- ция финиша слабая или отсутствует, 1 - истощение поихомоторики, отсутствие реакции финиша.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНО-ПАЛЬЦЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»