Для изучения личности наиболее часто применяются стандарти- зованные методики СМИЛ (по Л.Н. Собчик), 16-ФЛО (по Кетгелу).
Методика MMPJ, широко применяемая в психологии у больных и здоровых лиц, наиболее адекватна целям изучения особенностей их личности (Р.В. Рожанец, 1972; Ф.Б. Березин и др., 1974; Л.Н. Собчик, 1969; U.K. Смирнов, 1982).
Используется полный вариант на 566 утверждений СМИЛ (по Л.Н. Собчик).
а) Оценочные шкалы
шкала L - стремление улучшить впечатление о себе; шкала F - стремление подчеркнуть наличие проблем; шкала К - стремление избежать откровенности.
б) Основные шкалы
шкала 1 - избыточный контроль и сосредоточенность на своем само- чувствии (ипохондрия); шкала 2 - депрессия; шкала 3 - эмоциональная лабильность; шкала 4 - импульсивность; шкала 5 - женственный (у мужчин) или мужественный (у женщин)
акцентуированный (пики по одной-трем шкалам) и нормативный или гармоничный (все шкалы в пределах 45-60 Т) при К-70, Р-60.
г) Кроме того, проводится изучение личностных особенностей по 16-ФЛО (тест Кеттела). Учитываются следующие факторы:
фактор А - низкие показатели (шизотимия), высокие показатели (аффектотимия, циклотимия) и средние показатели (норма):
фактор В - низкие показатели (сниженная способность к абстраги- рованию), высокие показатели (сильная способность к абстраги- рованию) и средние показатели (норма);
фактор С - низкие показатели (подчиняемость), высокие показатели (самоуверенность), средние показатели (норма);
фактор Е - низкие показатели (лабильность, слабость структуры "Эго", хрупкость "Я"), высокие показатели (стабильность, выра- женность силы "Я"), средние показатели (норма);
фактор F - низкие показатели (тревожность), высокие показатели (безалаберность) и средние показатели (норма);
фактор G - низкие показатели (слабая сила супер-эго), высокие показатели (сильное супер-зго, совестливый) и средние показа- тели (норма);
фактор Н - низкие показатели (сензитивный, тректня), высокие показатели (авантюрный), средние показатели (норма);
фактор II - низкие показатели (сухость в межличностных контактах), высокие показатели (социально контактный), средние (норма):
фактор III - низкие показатели (хрупкая эмоциональность), высокие показатели (реактивная уравновешенность), средние (норма);
фактор IV - низкие показатели (подчиненность), высокие (независи- мость), средние (норма).
д) В соответствии с концепцией В.Н. Мясищева изучаются изме- нения нарушенных отношений личности (методика Д. Сиднея и Л. Сакса и модификации ЛПНИИ им. В.М.аастерева). Анализируются следующие нарушения системы отношений личности: к матери, отцу, к семье, к противоположному полу, к друзьям и знакомым, к педаго- гам ВУЗа, к себе, к прошлому, к будущему, к жизненным целям.
е) В психологическом разделе изучается также динамика Фруст- рационных показателей (проективный тест Розенцвейга): направле- ние реакций (экстрапунитивное, интрапунитивное, импунитивное) и тип реакций (препятственно-доминантный, эгозащитный и конструк- тивный).
и) Изучаются также личностный уровень притязаний по Б.В.Зей- гаоник (1970^. содержательная структура мотивации по методике Хекхаузена (1980. 1986) и оценочной шкале В.Э. Мильмана (1974^ 1985).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методики личностных исследований» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»