ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти

РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИКИ
Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная
теория отражения, составляющая основу теории познания. Суще-
ствует ряд форм отражения, простейшая из которых - физическое
отражение, примером которого является отражение света и звука.
Простейшему животному организму свойственна раздражимость, то
есть свойство отвечать на непосредственные воздействия внешней
среды адаптивными (приспособительными) процессами, уравнове-
шивающими организм с этой средой. Эта, уже более сложная, фи-
зиологическая форма отражения является функцией живой материи.
Примером физиологического "отражения являются изменения, про-
исходящие в сетчатке глаза под влиянием света, сокращение мыш-
цы и проведение возбуждения по нерву.

На основе физиологического отражения на более высоком этапе
эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного
мозга возникает психическое отражение. Оно становится возмож-
ным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное
значение, вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает
свойства субъективного переживания и познания внешних воздей-
ствий. Вначале возникает та форма отражения, которая называется
эмоциями, и предупреждает о возможности гибели организма, под-
крепляя эти раздражители отрицательными сигналами, а положи-
тельными сигналами - избавляя от опасности.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова, дает возможность
приблизиться и к пониманию предчувствий, потребностей и мотивов
личности. Если переживание, как элемент сознания, начинается с
эмоций, то образное познание, как второй элемент сознания, начи-
нается с ощущений.

Вместе о тем у животных развились еще две формы отражения.
Это следовое отражение в качестве простейших видов памяти, зак-
репляющей следы эмоций и ощущений. Видовая наследственная
память определяет инстинкты животных, основные из которых -

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М,: Наука, 1981.

инстинкт продолжения рода и самосохранения. Индивидуальная па-
мять легла в основу развития у животных автоматизированных ком-
понентов деятельности в виде навыков как форм поведения, приоб-
ретаемых в индивидуальном опыте, и инстинктов - в опыте, переда-
ваемом по наследству. У животных проявляются и зачатки опережа-
ющего отражения, развивающиеся у человека в форму предвидения
и волевого целеполагания. Для животного преобладающей формой
отражения действительности является почти исключительно только
первая сигнальная система. При этом раздражения по И.П. Павлову
приходят в мозг в виде впечатлений, ощущений и представлений от
окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей
социальной, включая слово, слышимое и видимое.

У человека в результате труда и общения наряду с первой сиг-
нальной системой сформировалась и вторая сигнальная система
отражения действительности, характеризующаяся опосредованным
понятием отражения ("будучи сигналом первых сигналов"-И.П.Пав-
лов) в виде мышления. Второсигнальную форму отражения принял и
комплекс ощущений в виде восприятия. На основе эмоций и воспри-
ятий возникла более высокая форма отражения, чем сами эмоции-
чувства. Опережающее отражение, очеловечиваясь и перерабатыва-
ясь второсигнально, привело к возникновению волевых процессов у
человека. Наряду с первосигнальным видом механической памяти у
человека развивается логическая, смысловая память. Все формы
психического отражения объединены в единую структуру как в целое
той единой и самой сложной, высшей в эволюции природы, формой
отражения, которой является сознание.

Рефлекторная теория психики составляет естественно-научный
фундамент современной психологии.

В основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, по спо-
собу которого происходят все акты осознанной и неосознанной жиз-
ни. 'По своему строению рефлекс имеет четыре звена, замыкающи-
еся в кольцо. Первое, начальное звено - превращение внешнего или
внутреннего раздражения органами чувств в процесс нервного воз-
буждения, передаваемого интерорецепторами в мозг. Второе или
центральное звено - переработка процессов возбуждения и тормо-
жения в возникающие на их основе психические процессы (ощуще-
ния, чувства, мысли и т.д.). Третье звено составляют двигательные
экстерорецептивные приборы, осуществляющие по командам мозга
эффекторные движения. Четвертое звено рефлекторного кольца -
сигналы двигающихся органов тела в кору головного мозга, которые
по каналам обратной связи информируют аппараты контроля и сли-
чения о правильности исполнения команд. Все исполнительские дви-
жения, например актера или спортсмена, обеспечивают по каналам
обратной связи точность и коррекцию выполнения "рабочих движе-
ний".

Безусловный рефлекс осуществляет постоянную связь внешнего
или внутреннего раздражения с ответной реакцией и сигналом об-

ратной связи. Временные связи, выработанные под влиянием нео-
днократных подкреплений раздражителей о обратными реакциями
при регулярном их осуществлении, называют условными рефлекса-
ми. Торможение условного под влиянием другого постороннего раз-
дражителя, называется внешним торможением. Если возбуждение в
определенных центрах усиливается вследствие чрезмерной силы
раздражителя, то оно переходит в свою противоположность, то есть
наступает так называемое запредельное торможение.

Распространение нервного возбуждения по коре головного мозга
называется иррадиацией. Когда какой-нибудь участок коры прихо-
дит в состояние возбуждения, а в другом возникает торможение, то
это явление называется отрицательной индукцией. Наоборот, вокруг
заторможенного участка вследствие положительной индукции может
образоваться участок возбуждения. Иррадиация и взаимная индук-
ция нервных процессов обеспечивает смену возбуждения и торможе-
ния, называемую функциональной мозаикой мозга или корковой ней-
родинамикой. Структура работы мозга стала принципом конструиро-
вания ЭВМ, в которых нейроны мозга и передача сигналов по ним
заменены взаимосвязанными триггерами, способными замыкать
разомкнутое и размыкать замкнутое положение в результате воздей-
ствия на них электрических импульсов.

Итак, психика является продуктом высокоорганизованной мате-
рии мозга. Но так как сам по себе человек и, следовательно, его
головной мозг эволюционируют, то существуют особенности разви-
вающейся психики. Основным противоречием развивающейся пси-
хики подростка, например, является противоречие между быстро
возрастающими физическими, нравственными и материальными
потребностями, порождающими обилие желаний, и весьма ограни-
ченными, во многом еще несозревшими, возможностями их удовлет-
ворения. Поведение юношей отличается от поведения подростков,
нередко дающих "реакции протеста" против взрослых и учителей,
большей гибкостью, адаптивностью, а мышление юношей находится
уже на более высоком уровне обобщения и критичности. В юношес-
ком, студенческом возрасте начинают сглаживаться подростковые
шероховатости, такие как обилие мимолетных желаний, непредвиде-
ние последствий некоторых поступков, повышенная аффективная
возбудимость, растворение своего "Я" в конформных подражатель-
ных действиях окружающей среды, незрелость, неопытность.

Задачей педагогики с учетом ее цели - развития психики -
является формирование гармоничной личности с поощрением таких
черт характера, как самообладание, настойчивость, моральные и
эстетические чувства, а также использование повышенной эмоцио-
нальности для правильной ее самореализации и самоактуализации.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИКИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Банки в ролі андеррайтерів
Склад – найменша вимовна одиниця
ФОРМИ ФІНАНСУВАННЯ ПІДПРИЄМСТВ
Выстрел на дне океана
Путешествие на деревянном коне


Категорія: Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти | Додав: koljan (27.01.2012)
Переглядів: 1057 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП