Понять сущность человеческой психики помогает рефлекторная теория отражения, составляющая основу теории познания. Суще- ствует ряд форм отражения, простейшая из которых - физическое отражение, примером которого является отражение света и звука. Простейшему животному организму свойственна раздражимость, то есть свойство отвечать на непосредственные воздействия внешней среды адаптивными (приспособительными) процессами, уравнове- шивающими организм с этой средой. Эта, уже более сложная, фи- зиологическая форма отражения является функцией живой материи. Примером физиологического "отражения являются изменения, про- исходящие в сетчатке глаза под влиянием света, сокращение мыш- цы и проведение возбуждения по нерву.
На основе физиологического отражения на более высоком этапе эволюции и при дифференцированном развитии клеток головного мозга возникает психическое отражение. Оно становится возмож- ным, когда раздражители внешнего мира приобретают сигнальное значение, вследствие того, что головной мозг, развиваясь, получает свойства субъективного переживания и познания внешних воздей- ствий. Вначале возникает та форма отражения, которая называется эмоциями, и предупреждает о возможности гибели организма, под- крепляя эти раздражители отрицательными сигналами, а положи- тельными сигналами - избавляя от опасности.
Информационная теория эмоций П.В. Симонова, дает возможность приблизиться и к пониманию предчувствий, потребностей и мотивов личности. Если переживание, как элемент сознания, начинается с эмоций, то образное познание, как второй элемент сознания, начи- нается с ощущений.
Вместе о тем у животных развились еще две формы отражения. Это следовое отражение в качестве простейших видов памяти, зак- репляющей следы эмоций и ощущений. Видовая наследственная память определяет инстинкты животных, основные из которых -
инстинкт продолжения рода и самосохранения. Индивидуальная па- мять легла в основу развития у животных автоматизированных ком- понентов деятельности в виде навыков как форм поведения, приоб- ретаемых в индивидуальном опыте, и инстинктов - в опыте, переда- ваемом по наследству. У животных проявляются и зачатки опережа- ющего отражения, развивающиеся у человека в форму предвидения и волевого целеполагания. Для животного преобладающей формой отражения действительности является почти исключительно только первая сигнальная система. При этом раздражения по И.П. Павлову приходят в мозг в виде впечатлений, ощущений и представлений от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, включая слово, слышимое и видимое.
У человека в результате труда и общения наряду с первой сиг- нальной системой сформировалась и вторая сигнальная система отражения действительности, характеризующаяся опосредованным понятием отражения ("будучи сигналом первых сигналов"-И.П.Пав- лов) в виде мышления. Второсигнальную форму отражения принял и комплекс ощущений в виде восприятия. На основе эмоций и воспри- ятий возникла более высокая форма отражения, чем сами эмоции- чувства. Опережающее отражение, очеловечиваясь и перерабатыва- ясь второсигнально, привело к возникновению волевых процессов у человека. Наряду с первосигнальным видом механической памяти у человека развивается логическая, смысловая память. Все формы психического отражения объединены в единую структуру как в целое той единой и самой сложной, высшей в эволюции природы, формой отражения, которой является сознание.
Рефлекторная теория психики составляет естественно-научный фундамент современной психологии.
В основе высшей нервной деятельности лежит рефлекс, по спо- собу которого происходят все акты осознанной и неосознанной жиз- ни. 'По своему строению рефлекс имеет четыре звена, замыкающи- еся в кольцо. Первое, начальное звено - превращение внешнего или внутреннего раздражения органами чувств в процесс нервного воз- буждения, передаваемого интерорецепторами в мозг. Второе или центральное звено - переработка процессов возбуждения и тормо- жения в возникающие на их основе психические процессы (ощуще- ния, чувства, мысли и т.д.). Третье звено составляют двигательные экстерорецептивные приборы, осуществляющие по командам мозга эффекторные движения. Четвертое звено рефлекторного кольца - сигналы двигающихся органов тела в кору головного мозга, которые по каналам обратной связи информируют аппараты контроля и сли- чения о правильности исполнения команд. Все исполнительские дви- жения, например актера или спортсмена, обеспечивают по каналам обратной связи точность и коррекцию выполнения "рабочих движе- ний".
Безусловный рефлекс осуществляет постоянную связь внешнего или внутреннего раздражения с ответной реакцией и сигналом об-
ратной связи. Временные связи, выработанные под влиянием нео- днократных подкреплений раздражителей о обратными реакциями при регулярном их осуществлении, называют условными рефлекса- ми. Торможение условного под влиянием другого постороннего раз- дражителя, называется внешним торможением. Если возбуждение в определенных центрах усиливается вследствие чрезмерной силы раздражителя, то оно переходит в свою противоположность, то есть наступает так называемое запредельное торможение.
Распространение нервного возбуждения по коре головного мозга называется иррадиацией. Когда какой-нибудь участок коры прихо- дит в состояние возбуждения, а в другом возникает торможение, то это явление называется отрицательной индукцией. Наоборот, вокруг заторможенного участка вследствие положительной индукции может образоваться участок возбуждения. Иррадиация и взаимная индук- ция нервных процессов обеспечивает смену возбуждения и торможе- ния, называемую функциональной мозаикой мозга или корковой ней- родинамикой. Структура работы мозга стала принципом конструиро- вания ЭВМ, в которых нейроны мозга и передача сигналов по ним заменены взаимосвязанными триггерами, способными замыкать разомкнутое и размыкать замкнутое положение в результате воздей- ствия на них электрических импульсов.
Итак, психика является продуктом высокоорганизованной мате- рии мозга. Но так как сам по себе человек и, следовательно, его головной мозг эволюционируют, то существуют особенности разви- вающейся психики. Основным противоречием развивающейся пси- хики подростка, например, является противоречие между быстро возрастающими физическими, нравственными и материальными потребностями, порождающими обилие желаний, и весьма ограни- ченными, во многом еще несозревшими, возможностями их удовлет- ворения. Поведение юношей отличается от поведения подростков, нередко дающих "реакции протеста" против взрослых и учителей, большей гибкостью, адаптивностью, а мышление юношей находится уже на более высоком уровне обобщения и критичности. В юношес- ком, студенческом возрасте начинают сглаживаться подростковые шероховатости, такие как обилие мимолетных желаний, непредвиде- ние последствий некоторых поступков, повышенная аффективная возбудимость, растворение своего "Я" в конформных подражатель- ных действиях окружающей среды, незрелость, неопытность.
Задачей педагогики с учетом ее цели - развития психики - является формирование гармоничной личности с поощрением таких черт характера, как самообладание, настойчивость, моральные и эстетические чувства, а также использование повышенной эмоцио- нальности для правильной ее самореализации и самоактуализации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИКИ» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»