Предметом психологии как науки является изучение зако- номерностей возникновения, развития и проявления человеческой психики. Психология (от греческих слов 'психе" - душа, "логос" - слово, учение) изучает психические процессы и состояния, а также психические свойства личности как биосоциального явления и как сознательного субъекта общественного развития.
Психические процессы по сравнению, например, о психическими соотояниями более кратковременны и представляют собой началь- ные стадии познавательных процессов. К ним относятся ощущения, восприятие, представления, эмоции, чувства, внимание, воображе- ние, память, воля, мышление и речь, сознание. С психическими процессами тесно связаны психические состояния, более длитель- ные по времени и более сложные, нежели элементарные познава- тельные процессы. Состояние бодрости и работоспособности, на- пример, может продолжаться днями или неделями, в отличие от психических процессов, ограничивающихся долями секунд или ми- нутами. Более продолжительными являются психические свойства личности, присущие ей на протяжении почти всей жизни. Это инте- ресы личности, ее убеждения, знания, навыки, умения, темпера- мент, способности и характер.
Общая психология изучает общие закономерности психики и на ее данные опираются частные психологические науки (т.н. специаль- ная психология).
Например, психология труда - это учение о психологичесх кио- собенностях различных видов трудовой деятельности человека. Пси- хология творческого труда изучает совокупность психических явле- ний в процессе творчества, включающих как конкретные условия > фазы творческого процесса, так и психологические особенности личности художника-творца.
Предметом социальной психологии является изучение психоло- гических закономерностей групп, коллективов, межличностных отно- шений, общения и ряда массовидных явлений. Особое значение
имеет взаимосвязь социальной и личностной психологии с психоло- гией труда для практического применения научных методов управле- ния производственными коллективами.
Частью общей психологии является также педагогическая психо- логия, исследующая психологические закономерности проблем вос- питания и обучения. В курсе лекций представлен также раздел ме- дицинской психологии, решающей смежные вопросы здоровья и пограничных субклинических расстройств, а также медицинская пси- хология в клинике различных заболеваний (часть II).
Все разделы и отрасли психологической науки связаны между собой прежде всего психологией личности, проблема которой все- гда находилась в центре научных и практических интересов психо- логии. Интересующий нас раздел медицинской психологии, содер- жание и задачи которой будут описаны далее, тоже связан с указан- ными отраслями частной (специальной) психологии. Так, при изуче- нии психологических особенностей различных видов труда обраща- ется внимание на виды трудовой деятельности человека, сопровож- дающиеся эмоциональной напряженностью, "синдромом монотони", ведущим к снижению работоспособности и нарушению здоровья. Это же касается некоторых видов педагогической психологии, вклю- чающей сегодня и практику интенсивных методов, сопровождаю- щихся эмоциональной напряженностью и некоторыми донозологи- ческими (субклиническими) расстройствами. При изложении разде- ла социальной психологии обращается внимание на специфику вза- имоотношений врача и больного и на особенности психодогического климата лечебно-профилактических учреждений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Понятие об общей и специальной психологии» з дисципліни «Медична психологія: лекції для лікарів слухачів курсів післядипломної освіти»