ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОВЕДЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ АРАКС
Одной из актуальных проблем прикладной зоопсихологии является разработка такой системы описания психики и поведения, которая позволила бы сравнивать особенности психической деятельности разных собак в одинаковых условиях и одной и той же собаки при разных условиях. Такая аналитическая система дает возможность прогнозировать реакции собаки на тот или иной раздражитель, выбирать наиболее эффективные методы воздействия и снизить нагрузку на психику при возможных трудностях. Существенным требованием к системе анализа психики является независимость динамических характеристик (“выраженности поведения”) и содержания поведения, обусловленного балансом потребностей и мотиваций. Предлагается использовать для анализа выраженности поведения следующие функциональные характеристики: * активность поведения – сила реакции на раздражитель (громкость лая, дальность броска и бега и т.п.); * реактивность поведения – скорость наступления реакции, отражающая время протекания процесса возбуждения; * адаптивность поведения – прекращение реакции, соответствующее смене возбуждения торможением; * конструктивность поведения – способность собаки извлекать и использовать новую информацию; * стабильность поведения – воспроизводимость его при тех же условиях. Комбинация этих характеристик дает возможность оценить с практическими целями дрессируемость собаки (эта характеристика имеет прогностический смысл, отражая относительную скорость и надежность выработки новых навыков), а также сделать вывод о развитии у данной собаки обучаемости – то есть, способности учитывать логические связи между объектами, субъектами и событиями, анализировать и оценивать ситуацию в целом, устанавливая соответствия между смыслом происходящего и эффективностью собственного поведения. Для того, чтобы отделить динамические характеристики от смысла поведения, необходимо анализировать внешнее поведение собаки в максимально нейтральных условиях, с использованием раздражителя, минимально затрагивающего мотивации животного, а результаты должны интерпретироваться одинаково при разном по смыслу поведении. Поэтому сценарий проверки строится на стандартной ситуации, которую легко воспроизвести в любых условиях без сложной подготовки и специального оборудования. Сценарий проверки приведен в Приложении 2. Следует обратить внимание на то, что значения конструктивности (при одинаковой активности реакции) выше для того случая, когда собака связывает событие с поведением человека, чем для той собаки, которая осознает только событие как таковое. Это обусловлено тем, что понимание роли человека уже говорит о достаточной доле логического мышления. Если же собака одинаково активно интересуется и предметом, и человеком, то следует произвести оба варианта проверки, а значение коэффициента К для этого случая принимается равным среднему арифметическому от соответствующих оценок для двух вариантов. Если же собака вообще не проявляет интереса к первопричине события, то значение конструктивности принимается равным (-5). Сама по себе ориентация собаки на человека или на предмет позволяет выбирать наиболее действенные приемы и методы дрессировки. Так, например, учет результатов проверки при выработке охранных навыков позволит эффективнее закрепить их либо в качестве “связи с вещью”, либо как задержание убегающего и реакцию на нападение. Описанная методика проверки динамических характеристик психики названа аббревиатурой АРАКС. Четыре из пяти ее параметров (А1, Р, А2 и С) описывают поведенческую реакцию животного примерно так же, как в технике описывается отклик любой системы на внешнее возмущение. Они характеризуют особенности внутренних процессов, протекающих в системе: в данном случае – в центральной нервной системе животного. Поэтому традиционно рассматриваемые динамические характеристики (подвижность, уравновешенность, сила нервных процессов) находят свое соответствие и в этих параметрах. Высокая подвижность нервных процессов соответствует следующей комбинации параметров АРАКС: * высокая реактивность; * средняя или низкая адаптивность; * низкая стабильность. Высокая степень уравновешенности возбуждения и торможения находит свое соответствие в следующем сочетании: * высокая или средняя адаптивность; * высокая стабильность. И, наконец, большая сила нервных процессов отражается такими значениями параметров АРАКС: * высокая активность; * высокая реактивность; * высокая или средняя адаптивность. Таким образом, то свойство психики, которое традиционно называется возбудимостью, однозначно описывается следующей комбинацией параметров АРАКС: * активность – высокая; * реактивность – высокая; * адаптивность – средняя или низкая; * стабильность – средняя или низкая. Традиционно рассматриваемые темпераменты и типы внешнего поведения также находят свои соответствия в однозначно приписываемых им сочетаниях параметров АРАКС. Такие комбинации, характерные для “чистых”, ярко выраженных темпераментов, приведены в табл. 1. Следует отметить, что “чистые” психотипы встречаются у собак столь же редко, сколь и у людей, а поэтому полное совпадение значений всех четырех параметров, полученных при обследовании реальной собаки, вовсе не является обязательным. Таблица 1. Сравнение различных систем оценки психики.
Темперамент Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Тип ВНД по Павлову Сильный уравновешенный подвижный Сильный неуравновешенный Сильный уравновешенный инертный Слабый Тип внешнего поведения Умеренно возбудимый Возбудимый Малоподвижный, спокойный Пассивно-трусливый Функциональные характеристики АРАКС Активность=3Реактивность=3Адаптивность=4Стабильность=3 Активность=5Реактивность=5Адаптивность=2Стабильность=1 Активность=1Реактивность=2Адаптивность=2Стабильность=4 Активность=1Реактивность=3Адаптивность=1Стабильность=1
В качестве дополнительной информации в табл.2 приведены соответствия между характеристиками АРАКС и конституциональными типами собак.
Таблица 2. Соответствие характеристик АРАКС типу конституции.
Тип конституции Характеристики по АРАКС Сырой Активность=1Реактивность=2Адаптивность=5Стабильность=1 Грубый Активность=2Реактивность=3Адаптивность=3Стабильность=3 Крепкий Активность=3Реактивность=3Адаптивность=4Стабильность=3 Сухой Активность=4Реактивность=4Адаптивность=2-3Стабильность=2-3 Нежный Активность=1-5Реактивность=4-5Адаптивность=1Стабильность=1
Несомненными достоинствами системы АРАКС следует признать, во-первых, ее независимость от смысла поведения; во-вторых, возможность более полного и точного аналитического описания особенностей психической деятельности; в-третьих, возможность выделения конкретных отклонений от желательной нормы и точно адресованного воздействия именно на те характеристики, которые определяют собой эти отклонения. В практической части настоящего курса будут приведены методики и упражнения для коррекции каждого параметра в отдельности. Дрессируемость собаки отражает относительную легкость выработки рефлекторных навыков. Она является сложным показателем, представляя собой функцию от описанных выше параметров АРАКС, и рассчитывается по формуле: Д = С (А1+А2) / Р (1) Пользуясь этой формулой, можно получить следующие значения показателя Д для представителей разных темпераментов: · сангвиник: ДС = 7,0; · холерик: ДХ = 1,4; · флегматик: ДФ = 6,0; · меланхолик: ДМ = 0,66. Как нетрудно видеть, показатели дрессируемости в целом соответствуют практическим представлениям о дрессируемости собак различных темпераментов. При анализе разных составляющих показателя Д можно сделать вывод о “сдвиге” темперамента в ту или иную сторону и предусмотреть в дрессировочной работе коррекцию отклонений, снижающих эффективность дрессировки, приближая свойства психики собаки к “сангвиническому оптимуму”. Такой параметр, как конструктивность поведения, отражающий способность животного к логическому осмыслению происходящего и анализу причин и следствий, очевиднейшим образом влияет на процесс обучения собаки желательному поведению. Высокое значение конструктивности поведения интерпретируется как способность собаки конструировать поведенческие программы, зависящие от ситуации, а также сравнивать свои действия по эффективности относительно ситуации, причем в качестве важнейшего критерия эффективности выступают требования человека. Поэтому комплексный показатель обучаемости (О) учитывает одновременно и степень дрессируемости, и конструктивность поведения и определяется по следующей формуле: О=К*Д=К*С*(А1+А2)/Р (2) Этот показатель характеризует уже не столько легкость и прочность выработки отдельных навыков, сколько возможность формирования сложного поведения, зависящего от понимания собакой происходящего. Значение обучаемости можно использовать для прогнозирования успеха функционального обучения рабочей собаки (независимо от конкретной службы и набора навыков), а также для оценки способности собаки усваивать требования человека к бытовому поведению. Арифметическая подстановка в эту формулу граничных значений параметров приводит к тому, что показатель О может принимать значения от (-250) до (+250). Однако эти граничные значения остаются чисто умозрительными, тогда как практика обследования поведения собак по системе АРАКС приводит к следующим основным выводам: 1. Реальные характеристики АРАКС укладываются в диапазон значений приблизительно от (-60) до (+60). 2. Отрицательные значения обучаемости соответствуют так называемой “проблемной психике” и говорят о наличии наследственных отклонений, последствий депривационного развития, психической травмы или результатов неадекватной предшествующей дрессировки. Чем больше при этом абсолютная величина показателя О, тем серьезнее проблема и меньше возможностей для устранения ее традиционными дрессировочными средствами. Причина этого заключается в том, что при высокой дрессируемости, способствующей эффективному закреплению любого поведения, все поведенческие аномалии также отличаются высокой устойчивостью. В этих случаях требуется применение специальных программ психокоррекции. 3. Значения О ниже (+30) свидетельствуют о слабой обучаемости собаки – в этом случае требуется обучение по специальной программе с учетом коррекции отдельных свойств психики под обязательным контролем зоопсихолога. 4. Средний диапазон значений О (примерно от 30 до 50) соответствует уравновешенной и достаточно активной психике при хорошей способности к усвоению новой информации. Собака может эффективно дрессироваться и обучаться по стандартным программам без участия зоопсихолога. Риск психических перегрузок и передрессировки минимален. 5. Высокие значения О (выше 50) – признак одаренности собаки и предрасположенности ее к освоению сложнейших программ обучения. Одновременно весьма вероятен чрезмерно эмоциональный склад психики, что повышает вероятность психических перегрузок и срывов. Рекомендуется тщательно определить предрасположенность собаки к той или иной работе, а в процессе дрессировки и обучения обратить особое внимание на этап ситуативного обучения. Необходимо следить за признаками психической перегрузки и при их появлении консультироваться с зоопсихологом, при необходимости меняя методику и темпы обучения. В этих случаях нередко требуется также и коррекция контакта хозяина с собакой. Система АРАКС может применяться для сравнения разных состояний психики у одной и той же собаки (как возрастных, так и ситуационно обусловленных), а также для выявления характеристик психики, подлежащих коррекции. В то же время эта оценка дает возможность сравнивать индивидуальные особенности психики у разных собак – например, с целью отбора наиболее перспективных животных для той или иной службы. При этом требования, предъявляемые характером работы к психике и поведению собаки, определяют собой желательные значения разных показателей, которые при необходимости могут развиваться в нужном направлении с использованием специальных методик. Показательно также сравнение параметров системы АРАКС до работы с собакой и после нее, будь то курс обучения или корригирующая программа. Вводя в сценарий проверки стимулы, воздействующие на ту или иную мотивацию животного (пища, игрушка, присутствие другой собаки или кого-то из людей, действия хозяина и т.п.), зоопсихолог может исследовать изменения поведения и определять значимость и баланс мотиваций.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОВЕДЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ АРАКС» з дисципліни «Прикладна психологія собаки»