На сложность игрового поведения обращали внимание многие зоопсихологи, как этологи, так и их непримиримые оппоненты бихевиористы, причем представители обоих подходов сокрушались по поводу бессилия этих методов в описании игры. Однако именно игра заслуживает особого внимания зоопсихолога, поскольку она является одним из основных средств формирования психики в детском и молодом возрасте. Игровые мотивации отнесены ко II порядку по той причине, что игры у животных служат обучающим механизмом, активизирующим стереотипные формы поведения, присущие данному виду (а у собак – и данной породе). Тем самым, игровое поведение служит "служебной" функцией стереотипного уровня СИМ. Однако в ходе обучающих игр формируются не только стандартные поведенческие программы, но и критерии их использования, зависящие от ситуации, поведения партнера и т.п. Поэтому игровые мотивации могут рассматриваться и в непосредственной связи с третьим (критериальным) уровнем психики. По своей приоритетности игровые мотивации могут превосходить все прочие мотивации второго порядка или сопровождать их (например, сексуальное поведение нередко сопровождается игрой, не обязательно ритуальной). Следует подчеркнуть, что приоритетность игровых мотиваций очень сильно зависит от возраста, и в детском возрасте игра может преобладать даже над мотивациями самосохранения. Во многих случаях игровое поведение служит одним из вариантов сдерживания агрессии, направленной на детеныша. Высокая приоритетность игровых мотиваций у взрослого животного говорит о более или менее инфантильном складе психики и, как правило, сопровождается недостаточным развитием II и III уровней психики и пониженной самооценкой.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Игровые мотивации» з дисципліни «Прикладна психологія собаки»