Кросс-культурное исследование лидерства в сельских семьях Казахстана Б. С. Нурышевой
Испытуемые: 150 супружеских пар разной культуры (по 50 пар каждого типа — русские, казахские, смешанные — один из супругов — казах, а другой — русский); половину составляли супруги со стажем совместного проживания до 5 лет, а другую половину — 20 и более лет. Метлики: 1) интервью — изучение половых различий в установках на лидерство в семье; 2) экспериментальная методика Т. В. Бендас (2000) — изучение половых различий в проявлении лидерства в семье; 3) определение сексуальной привлекательности — по 10-балльной шкале. Результаты (статистически значимые):
1) мужчины чаше женщин предпочитают традиционную модель семьи (с мужем-лидером), женщины чаше выбирают эгалитарную модель (оба лидеры); 2) во всех супружеских парах лидером чаше называли мужчину, кроме молодых русских пар, взгляды которых более эгалитарны; 3) культурные различия выявлены в следующих случаях: О казахские пары чаше видят в роли кормильиа семьи женщину, а русские и смешанные пары обычно считают кормильцами обоих супругов;
318 Глава 9. Гендерные отношения > казахские пары чаше считают ответственным за разрешение конфликтов с детьми мужчину; > казахские семьи не планируют рождение детей, особенно зрелые пары («Все в руках Аллаха»), поэтому этот вопрос вызвал некоторое смушение и недоумение; > соблюдение национальных обычаев и традиций более значимо в казахских и смешанных браках (это было и причиной конфликта в них), чем в русских; 4) в эксперименте лидером чаше становился муж; 5) в зрелых казахских парах лидером одинаково часто становились и муж и жена; 6) женщина-казашка зрелого возраста воспринимается как более сексуально привлекательная, чем мужчина-казах; 7) казахи больше стремятся к лидерству, чем русские (и мужчины и женщины); 8) обнаружена значимость старшего возраста для казахов: зрелые казахи чаше становятся лидерами, чем зрелые русские. Выволы. Во всех типах семей взгляды на лидерство и реальное выполнение супругами лидерских функций не совпадают: взгляды супругов на проявление лидерства носят традиционный характер (муж — лидер), а реально лидерские функции выполняют оба супруга. Гендерный и культурный факторы одинаково значимы во влиянии на лидерство в семье. Стереотип о мужском главенстве гораздо устойчивее у мужчин, чем у женщин. Своеобразие лидерского поведения в казахских парах связано с культурными нормами (значимость мужского пола, возраста и власти) (по данным Т. В. Бендас, Б. С. Нурышевой, 2001а, б).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кросс-культурное исследование лидерства в сельских семьях Казахстана Б. С. Нурышевой» з дисципліни «Гендерна психологія»