Исследование обшения детей разного пола Лафреньера и коллег
Испытуемые: дети, находящиеся в детском учреждении дневного пребывания. Метолика: наблюдение за общением детей (фиксировались все «аффилиатив-ные» акты — например, позитивное приближение к другому ребенку). Первая выборка: 26 чел., возраст 12-24 месяца. Результаты: пол ребенка не повлиял на результаты — дети одинаково часто проявляли дружеское поведение и общались с представителями как своего, так и противоположного пола.
280 Глава 9. Гендерные отношения Вторая выборка: возраст 2-6 лет. Результаты. С возрастом дети начинают проявлять аффилиативное поведение в первую очередь по отношению к представителям своего пола. Y девочек это происходит на третьем году жизни, у мальчиков — на год позже (по Maccoby, 1999). Хаус также исследовал детей в подобном центре в том же возрасте (34 человека) и обнаружил, что уже в 1-2 года дети имеют друзей — других детей, с которыми им приятно общаться. Друзья радуются друг другу и часто друг на друга смотрят, их поведение по отношению друг к другу отличается от поведения с просто игровыми партнерами. При этом было установлено, что в этом возрасте пол не влияет на формирование дружеских отношений. Однако на третьем году жизни происходят изменения: если на предыдущем этапе (1-2 года) образовалась диада мальчик—девочка и у них наблюдается совместимость лидерских стилей, то они сохраняют свою дружбу и позже. Но при выборе новых друзей дети уже отдают предпочтение представителю своего пола, причем у девочек эта тенденция проявляется ярче. При этом дружба между девочками в этом возрасте представляется более прочной. Эти данные противоречат более ранним данным о большей напряженности отношений внутри диад девочек (в частности, в отношении доминирования-подчинения). Однако, возможно, здесь нет противоречия: можно спорить, кто будет лидером, и в то же время сохранять дружбу.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследование обшения детей разного пола Лафреньера и коллег» з дисципліни «Гендерна психологія»