На сегодняшний день крупнейшим специалистом по проблеме взаимоотношений между полами в детстве является Элеонор Маккоби. Ее новая книга (Maccoby, 1999) носит символичное название «Два пола: растем раздельно, будем вместе» (The two sexes: growing up apart., coming together). В ней блестяще изложена система взглядов на гендерные взаимоотношения в детстве и взрослости. Приведем некоторые положения и экспериментальные данные из этой книги с нашими комментариями. По Маккоби (Maccoby, 1999), в детстве существуют 2 тенденции: половой, или гендерной, сегрегации (другое название — дивергенция полов) и конвергенции полов (их соединения). Эти тенденции имеют возрастную специфику, т. е. в различные возрастные периоды усиливается то сегрегация, то конвергенция. И все же сегрегация — более распространенное явление. Она появляется на третьем году жизни у девочек и на четвертом — у мальчиков и во многих культурах в школьном периоде выражена очень ярко. Как говорилось выше, первоначально эту сегрегацию порождают различия в поведении мальчиков и девочек, их стремление к ней, что приводит к формированию двух отдельных субкультур. И половая сегрегация, и различие субкультур могут приводить к своеобразным гендерным отношениям: сложностям во взаимопонимании между полами, к конфликтам между ними. Приведу данные конкретных исследований. В возрасте от года до 2 лет обе вышеуказанные тенденции примерно одинаковы, т. е. одновременно существует предпочтение партнеров своего пола и в то же время — отсутствие такого предпочтения (ребенку все равно, с кем общаться — с представителем своего или противоположного пола). Данн и Кендрик наблюдали в домашних условиях за парами сиблингов (братьями и сестрами). Младшему ребенку было 14 месяцев, а старшему — около 2 лет. Выяснилось, что взаимоотношения между сиблингами одного пола были более дружескими, менее враждебными, внутри однополой диады наблюдалась большая совместимость, а оба члена однополой диады (и младший и, что удивительно, старший по возрасту) чаще подражали друг другу, чем члены разнополых диад. Но Лафреньер получил другие результаты. Правда, и ситуация в его исследовании была иной: дети наблюдались в детском учреждении. Здесь они проявляли дружеское расположение и инициативу в общении с незнакомым ребенком независимо от его пола.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гендерная сегрегация в детских группах» з дисципліни «Гендерна психологія»