Испытуемые: 2 группы детей (60 и 68 чел.), посещавших детский сад, возраст 3-7 лет. Методики: полустандартизированное интервью и цветовой тест отношений: из восьми цветного набора Люшера каждый ребенок должен был выбрать по два цвета, ассоциирующиеся у него с мальчиками и девочками соответственно, что отражало эмоциональное восприятие своего и противоположного пола, а затем при помощи 8 цветов описать себя. Зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета квалифицировались как эмоционально-позитивные, темно-синий, темно-коричневый, серый и черный — как эмоционально-негативные. Математическая обработка: критерий Фишера и хи-квадрат. Результаты: 1) при определении пола и половых ролей все дети правильно назвали свой пол и свои половые роли (после 4 лет); 2) все дети предпочитали свои половые роли; 3) 95% детей не допускали возможности и не хотели изменения своего пола (учитывая эти результаты, в пунктах 4-6 приводятся статистически достоверные данные лишь о детях 3-4 лет, у которых полностью не сложились гендерные установки); 4) родовые понятия «дядя» и «тетя» осваиваются успешнее, чем супружеские и родительские роли; 5) в отношении к изменению пола и половых ролей мальчики реже девочек допускают возможность и хотят выступать в ролях родителей противоположного пола, а девочки чаoе мальчиков (в 2,5 раза) считают возможным и хотят изменить свой пол; 6) сочетание ролей: у мальчиков ролевые предпочтения связаны со своим полом, у девочек чаше наблюдается сочетание противоречивых установок — желание быть тетей, но мужем, и тетей, но папой; 7) оба пола отдают предпочтение маскулинным ролям из-за их большей привлекательности и широких возможностей (сила, находчивость, возможность командовать в игре, семье); 8) к седьмому году жизни и у девочек и у мальчиков складывается позитивная оценка женского пола; 9) фемининное самовосприятие девочек формируется раньше, чем маскулинное — мальчиков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследование В. Е. Кагана (2000)» з дисципліни «Гендерна психологія»