Испытуемые: молодые мужчины и женщины с высоким и низким уровнем гендерной идентичности. Методика: решение пространственных задач. Результаты: все задачи лучше решали женщины с высокой маскулинной гендерной идентичностью по сравнению с женщинами с низкой маскулинной гендерной идентичностью. Объяснение: влияние гормонов и типа задач. Маскулинная идентичность у женщин проявляется не только в высоком уровне мужских половых гормонов, но и в маскулинном поведении (к примеру, в интересе к определенным — «мужским» стимулам, в мотивации к решению пространственных задач и т. п.). Поэтому результаты Кунджави свидетельствуют в пользу как гормональной гипотезы, так и гипотезы о гендерной социализации. Сторонники генетической гипотезы половых различий полагают, что пространственные способности передаются по наследству и генетический механизм этой функции сцеплен с полом. Данные в пользу этой гипотезы и против нее противоречивы. С одной стороны. Р. Стаффорд установил, что способность к пространственному воображению передается от родителя к ребенку противоположного пола (от матери к сыну и от отца—к дочери, но не от отца к сыну). С другой стороны, Д. Гудинаф с коллегами доказал, что разные показатели комплекса пространственных способностей отличаются по механизмам наследования (цит. по: Виноградова, Семенов, 1993). В рамках гипотезы связи половых различий со строением и организацией мозга утверждается, что у женщин наблюдается более полное взаимодействие между полушариями мозга, у мужчин же — более выраженная асимметрия полушарий. В эмбриональном периоде развития у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. В связи с этими особенностями высказывается предположение, что превосходство мужчин в выполнении заданий на пространственное вращение связано с большей развитостью правого полушария. Однако его повреждение у мужчин не приводило к резкому ухудшению выполнения этих заданий (Данилова, 1998). Японский психолог И. Такеучи также не обнаружил влияния доминирующего полушария (когда устанавливается доминирующая рука — правая или левая) на решение задачи пространственного вращения (Takeuchi, 2000).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Исследование С. Кунджави» з дисципліни «Гендерна психологія»