Теперь мы обратимся к статье Л. Линдбека и К. Кьелберг, в которой отражены свежие экспериментальные данные по изучению рабочих движений по подъему тяжестей — лифтингу (Lindbeck, Kjellberg, 2000). Обобщив результаты ряда ис-
Лифтинг и причины половых различий в моторике 123 следований (включая и свои собственные), они пришли к следующим выводам: во-первых, существуют отчетливые половые различия в технике выполнения лифтинга (мужчины больше наклоняют туловище вперед, а женщины больше сгибают колени), во-вторых, следует говорить не о преимуществе какого-либо пола, а только о своеобразии: и мужчины и женщины имеют и преимущества и недостатки в координации и моторике. Исследование Л. Линдбека и К. Кьелберг Испытуемые: 12 женщин и 10 мужчин выполняли лифтинг-тест, заключавшийся в поднятии тяжестей — я шика весом 1 2,8 кг для мужчин и 8,7 кг для женщин (именно такое соотношение уравнивает, по мнению авторов, силовые возможности мужчин и женщин — Т. Б.). Делали они это в четырех вариантах: а) быстрое поднятие с основной нагрузкой на мышцы ног; б) медленное поднятие с основной нагрузкой на мышиы ног; в) быстрое поднятие с участием мыши спины; г) медленное поднятие с участием мыши спины. Результаты: обнаружены половые различия в координаиии движений; у обоих полов есть преимущества и недостатки в моторике при поднятии тяжестей. У женщин была лучше синхронизирована координаиия сочленений бедро—колено, кроме того, они больше сгибали колени (в тех вариантах, где основная нагрузка приходилась на мышиы ног). Мужчины больше нагибали туловище вперед и затрачивали больше времени на выполнение задания. Выводы: результаты нельзя рассматривать как преимущество одного из полов, но они свидетельствуют об их своеобразии при выполнении моторных задач. Должны быть разработаны отдельные программы обучения женщин и мужчин технике рабочих движений, чтобы учитывать это своеобразие (Linclbeck, Kjellberg, 2000). Существенное отличие исследований, проведенных в ленинградско-петербург-ской психологической школе, от зарубежных исследований по психомоторике — это попытка не просто констатировать полученные эмпирические результаты, но и обобщить их на более высоком уровне — представить как проявления глобальных закономерностей, отличающих мужчин и женщин. До сих пор в зарубежных работах по психомоторике нет таких обобщающих выводов, к которым пришел Б. Г. Ананьев и его ученики. Что касается причин половых различий в моторике, то, казалось бы, здесь отчетливо должен проявиться биологический фактор. В самом деле, существуют убедительные факты влияния этого фактора. По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия в мозговой локализации моторных функций. Организация сложных движений рта и рук у женщин представлены в передних областях левого полушария (т. е. топографически близко к моторной коре), а у мужчин — в задних отделах (т. е. в близости со зрительной системой). Поэтому женщины имеют преимущества в тонкой моторике рук, а мужчины — в движениях, направленны на объекты, которые находятся на некотором расстоянии (типа прицеливания — цит. по: Н. Н. Даниловой, 1998). Значительную роль играют и гормоны — так, при увеличении мужских гормонов самки крыс вели себя, как самцы, предпочитая драки с физическим контактом. Однако другие факты не исключают и влияния личностных черт, которые формируются в результате гендерной социализации. Потвин и коллеги установили, что, когда существовал риск получить травму, испытуемые меняли технику лифтинга (подъема груза), и этот фактор был даже более мощным, чем искривление позвоночника (цит. по: Lindbeck, Kjellberg, 2000). Если вспомнить, что жен-
124 Глава 4. Психомоторика щины менее склонны рисковать, то можно предположить, что они будут более осторожны в своих движениях в рискованной ситуации. По-видимому, на сегодняшний день следует считать, что причиной различий в моторике у женщин и мужчин является совместное влияние биологических и социальных факторов. Кроме того, существуют большие индивидуальные различия, и можно встретить физически сильных женщин и слабых мужчин. Тем не менее в целом женщины уступают мужчинам в силе (их сила ног равна всего 65-75% силы ног мужчин, мышц туловища — 60-70%, сгибания-разгибания локтя — только 50% от максимальной силы мужчин). Женщины также обладают иным строением тела (в частности, по расположению силы тяжести). Эти различия прежде всего и определяют своеобразие моторики у разных полов (там же). Однако и социализация, подражание представителям своего пола — сверстникам и взрослым — также может определять отмеченное своеобразие. Важно учитывать этот факт в обучении и не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой пол. Вносит свой вклад и социальное подкрепление, которое постоянно сопровождает гендерную социализацию (девочек и мальчиков поощряют, если они играют, двигаются, сидят так, как положено представителям их пола, и наказывают, если этого не происходит). В заключение обратим внимание на очень важное замечание Е. П. Ильина: «...несущественные на первый взгляд различия в функциях, как в кинопроекторе, могут многократно усиливаться в поведении мужчин и женщин за счет предпочтения той или иной манеры, при выборе деятельности и т. д.» (Ильин, 2002, с. 145). Очевидно, в первую очередь мы наблюдаем расхождение между результатами строгих научных исследований (в которых встречаются различия, но, так сказать, тонкие, не слишком заметные для неискушенного наблюдателя) и теми фактами, которые мы постоянно встречаем в повседневной жизни, именно по этой причине. В частности, можно наблюдать, как по-разному выполняют движения мужчины и женщины — по-разному ходят, бегают, садятся, поднимают тяжести, открывают банки, закрывают дверцы машины и т. п. Будем надеяться, что когда-нибудь психологи исследуют все особенности моторики и установят во всей полноте своеобразие моторики мужчин и женщин. Еще одна причина отсутствия половых различий в моторике — та же, что и при исследовании других характеристик психики. Это то обстоятельство, что большинство заданий, используемых в исследованиях, созданы с расчетом на испытуемых-мужчин. Женщины если и изучаются, то либо отдельно от мужчин, либо по «мужским» методикам. Было бы интересно изучить, скажем, движения, которые используются при «женских» (вязании, шитье, вышивании, приготовлении пищи) или гендерно-нейтральиых (например, движения при работе на компьютере) занятиях — как скорость, точность и ловкость, так и быстроту обучения. Возможно, это развеет мифы и стереотипы о различных способностях мужчин и женщин в освоении этих движений и позволит выработать рекомендации для более рационального обучения этим движениям как мальчиков, так и девочек, а также для развития их моторики в целом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Лифтинг и причины половых различий в моторике» з дисципліни «Гендерна психологія»