Современная психология исходит из того, что человек социа¬лен по самой своей природе, а стало быть, ему присущи и собст¬венно «социальные» потребности. К ним относятся, прежде все¬го, потребность в контактах (потребность в человеческих свя¬зях, в привязанностях) и потребность в самоутверждении (в занятии известного места в группе, в «самосознании», т.е. ощу¬щении своей «самости» и отдельности от других). В зависимости от способов удовлетворения потребности в контактах и потребности в самоутверждении различают восемь разновидностей социальных ориентации. 1. Житейская социальная ориентация. Ребенок, воспитанный в духе общительности, открытости и взаимопомощи (если тому не препятствуют врожденные особенности его психики), при¬учается удовлетворять потребность в контактах путем участия в деятельности и заботах своей среды, а потребность в самоутвер¬ждении — через признание окружающими его полезности и симпатичных черт его характера. 2. Творческая социальная ориентация. Рано раскрыв свою одаренность, растущий человек привыкает удовлетворять по¬требность в контактах, главным образом с теми, кто способен проявить сопричастность к его интересам и готовность к со* творчеству. Потребность же самоутверждения он утоляет свои¬ми творческими достижениями и, как правило, независимо от того, восторгаются ли ими «поклонники». 3. Гражданственная социальная ориентация. Ребенок при¬учается удовлетворять потребность в контактах участием не просто в совместной деятельности людей, но только в деятель¬ности, безусловно приносящей общественное благо. На протя¬жении всей дальнейшей жизни он будет считать свое самоутвер¬ждение неполным, если не завоевал авторитета именно как принципиальный, справедливый, способный к самопожертвова¬нию человек. 4. «Активно-жесткая» (эксплуататорская или садистическая) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удов¬летворяет через подчинение себе других, а потребность в само¬утверждении — в подчеркивании своего главенства и борьбе с любыми проявлениями соперничества. 5. «Пассивно-уступчивая» (рабская, или пассивная) социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет за счет готовности подчиняться (угодливость), а потребность в самоутверждении — за счет услужения наиболее сильным или авторитетным субъектам в среде. 6. «Накопительская» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет преимущественно с людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду, а потребность в самоутверждении — в обладании материальными ценностями, которые стремится приумножить. 7. «Рыночная» социальная ориентация. Потребность в кон-; тактах человек удовлетворяет с теми лицами, которые сегодня, сейчас, имеют «вес», высокий престиж в обществе (завтра это могут быть другие люди), а потребность в самоутверждении — демонстрацией своей близости к некоторому «избранному кругу». 8. «Отшельническая» социальная ориентация. Потребность в контактах человек удовлетворяет с теми, от кого не приходится ждать обмана и издевательств, а потребность в самоутвержде¬нии — в причастности к узкому кругу «своих» и в определенном влиянии на этот круг. Важно подчеркнуть, что главным источником социальных ориентации ребенка являются семья и среда, в которых он вы¬рос. И складываются эти ориентации не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальные ориентации» з дисципліни «Енциклопедія гіпнозу»