Вопросная суггестия основана на том, что каждый ответ суггеренда на вопрос суггестора подго¬тавливает почву для следующего вопроса. Суггестор задает суг¬геренду вопросы и, получая ответы на них, подводит последнего дальнейшими вопросами к заранее запланированной мысли, косвенно связанной с темой разговора и содержанием сугге¬стии. Суггестия — это частный экзотический случай общения. В процессе общения мы все прямо или косвенно влияем друг на друга. Вот почему суггестору крайне важно познать все законо¬мерности человеческого общения. Это знание даст ему внутрен¬нюю свободу в общении и позволит ему «вплетать в ткань разго¬вора» с суггерендом всевозможные косвенные суггестии. Для этого обратимся к трансакционному анализу американ¬ского психиатра Эрика Берне. На сеансе суггесторного воздейст¬вия суггестор и суггеренд выступают как партнеры контакта. Суггестивный контакт — это специфический случай коммуни¬кации с обратной связью, в ходе которой происходит явный или скрытый, непосредственный или опосредствованный, элемен¬тарный или сверхсложный обмен «ударами», «стимулами», ком¬муникативными «посылами», или «коммунистами»: знак на знак ("поглаживания", «пинки», «уколы» в виде слов или умол¬чаний, взглядов или отворачиваний друг от друга) от адресанта к адресату информации и обратно. Для передачи сообщения партнеры суггестивного контакта используют определенный код и контекст. Суггестивный контакт формально обозначается как серия трансакций (единиц процесса знакообмена). Каждый человек как «коммуникант» располагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они сосуществуют в рам¬ках одной и той же личности, дополняя друг друга. Каждая из трех ролевых позиций сосредоточивает в себе сильные и слабые стороны соответствующей натуры. Рассмотрим их подробнее. 1. Позиция ребенка, «дитяти» (Д). Дитя — зависимое, подчи¬няемое и безответственное существо. Эта позиция сохраняется от раннего возраста. Ее «сильные» стороны: раскованность, творческие порывы, импульсная жизнерадостность, фантазия и любопытство. Ее «слабые» стороны: пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость и несдержанность. 2. Позиция родителя (Р). Родитель — напротив, независи¬мый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. Эта позиция усваивается в детстве за счет обожания старших и под¬ражания им. Ее «сильные» стороны: уверенность в правоте мо¬ральных требований, способность к авторитетному тону, спо¬собность к покровительству и способность к защите слабого. Ее «слабые» стороны: безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и сознание права «карать». 3. Позиция взрослого (В). Взрослый — умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответст¬венность между собой и ими. Эта позиция складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и на¬копления у него того, что называют житейской мудростью. Ее «сильные» стороны: расчет действий, контроль над ними, трез¬вость в оценках и понимание относительности догм. Ее «слабые» стороны: излишний скептицизм, скованность (недостаток спон¬танности), бедность фантазии и недооценка эмоциональной стороны. Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе ("пристройка снизу"); в позиции Родителя — самоуверенно-агрессивным ("сверху"); в позиции Взрослого — корректным и сдержанным ("рядом"). В случае суггестивного контакта суггестор выступает в позиции Родителя или Взрослого, а суггеренд по отношению к нему — в позиции Ребенка. Будь человек лишен какой-либо из всех этих позиций, его поведение стало бы «неадаптивным»: либо слишком жестким, ибо слишком рыхлым и безалаберным. Однако в некоторую единицу времени (по ходу контакта) ведущей является какая-то одна из позиций: в следующий момент может возобладать дру¬гая. Этот основополагающий принцип трансакционного анализа является скрытой подосновой суггестивного воздействия суггестора на суггеренда. Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро партнеров. При этом происходит интенсивный обмен явными и скрытыми трансакциями. Например: Иванов. Зайдемте ко мне. Я живу один. Выпьем горячего чайку... (Вы мне очень нравитесь). Петрова. Да, это было бы кстати — согреться чаем... (Вы мне тоже). Из приведенного примера видно, что в позиции Взрослого партнеры контакта обмениваются явными трансакциями. Со¬держание их приведено без скобок. Одновременно в позиции Дитяти происходит взаимный обмен скрытыми трансакциями. Содержание их приведено в скобках. Акт коммуникации у людей является частным случаем пове¬денческого акта. Схема его структуры включает в себя четыре фазы. 1-я фаза — фаза взаимонаправленности. Она означает воз¬никновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию при одновременном отвлечении от внутренней коммуникации. 2-я фаза — фаза взаимоотражения. Имеет форму ролевого обмена. Партнеры принимают актуальные роли друг друга. Ото¬бражая партнера в своей голове, человек схватывает его роли в данный момент и свою актуальную роль его глазами. 3-я фаза — фаза взаимоинформирования. Имеет форму играния ролей. «Пассивное» играние ролей — в соответствии с ро¬левыми ожиданиями партнера. «Активное» играние ролей — вопреки его ролевым ожиданиям. 4-я фаза — фаза взаимоотключения. Потребность (возмож¬ность) свернуть общение. Несмотря на строгие законы и правила общения, последнего как такового не существует. Существует только игра в общение. Первым на этот постулат натолкнулся Э. Берне — создатель трансакционного анализа. В своей книге «Игры, в которые игра¬ют люди» 1под рубрикой «Развлечения» он приводит стереотипы современных разговоров — характерные «водоворотики» в пото¬ке нашего общения. Вот забава АССОЦИАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ: лейтмотив — дети совсем распустились, ума не приложу, как быть. В соседней комнате подростки могут развлекаться за тор¬том противоположной темой: КАК ТЫ ОБХОДИШЬ СВОИХ СТАРИКОВ или темой, еще более популярной в их возрасте: ДАВАЙ РАЗБЕРЕМСЯ (во взаимоотношениях, в радиотехниче¬ском устройстве, в смысле жизни и т.д.). Опять-таки дело — не в том, чтобы серьезно вникнуть, например, в пресловутую про¬блему «отцов и детей» или в тайну смысла жизни. Просто «так принято», и, поступая, как принято, люди обмениваются «погла¬живаниями» — благожелательными знаками внимания к парт¬неру. Это поддерживает в них чувство принадлежности к единой группе, причем каждый старается не ударить в грязь лицом, да¬бы не быть оттесненным к периферии группы. Знаменитый «ритуал восьми поглаживаний», исполняемый нами ежедневно, выглядит так . Иван (Петру). Привет! (1-е поглаживание). Петр. Здорово (2-е; дальнейший счет понятен). Иван. Как дела? Петр. Ничего, а у тебя? Иван. Порядок. Погодка-то, а?.. Петр. Да-а... Дождя бы только не было. Иван. Ну, будь. Петр. Пока! Увидя невдалеке нескольких беседующих мужчин, Вы вправе ^предположить, что они заняты развлечением КТО ВЫИГРАЕТ (любимые и нелюбимые спортсмены, команды), или АВТОМО¬БИЛЬ (мотоцикл, лодочный мотор — сравнительные достоинства разных марок), или КАК СДЕЛАТЬ (как отциклевать пол, ускорить установку телефона в квартире и т.п.), или НА УТРО Й1ОСЛЕ: о головной боли либо отсутствии оной после принятию вечером «ерша». Еще одна мужская забава: БРИАН-ГОЛОВА! Из женских развлечений типичны ТРЯПКИ (комментарии излишни),КУЛИНАРНЫЕ РЕЦЕПТЫ (то же самое) или ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СО СТАРЫМ ДОБРЫМ ЭН-ЭН? ("На нем последнее время лица нет", «У нее после того случая были крупные неприятности»). Из общих развлечений наиболее характерны: ПСИХИАТРИЯ, ЧИТАЛИ ЛЬ ВЫ?, ГДЕ ЛУЧШЕ ПРОВЕСТИ BIETO, РЕЦЕПТ КОКТЕЙЛЯ, СКОЛЬКО СТОИТ (во что обхо¬дится то или иное)? Существует своеобразный повсеместный набор тем для игры «общение: 1. Темы «мужские». а) футбол-хоккей; б) автомобиль-бизнес; в) политика-женщины. 2. Темы «женские». а) покупки-дети; б) кулинарные рецепты-новости в семейной жизни общих -Знакомых; в) болезни-мужчины. 3. Темы «общие». а) погода-нашумевший роман, фильм; б) недостатки в системе обслуживания; в) сенсации-новости медицины, педагогики; г) международное положение. В психологической литературе эти стандартные темы даже каталогизированы. Вывод Э.Берне: в вышеназванной игре в общение косвенно, через стиль игры, проявляется яркая индивидуальность челове¬ка и удовлетворяется его потребность в общении. О том, что идет игра, мы догадываемся лишь в момент нарушения кем-ли¬бо ее неписанных правил. То обстоятельство, каким из вышеприведенных забав чело¬век отдаст предпочтение при игре в общение, целиком и полно¬стью определяется его воспитанием. Воспитание человека предполагает закрепление у него: а) определенных социальных ориентации, б) необходимых ценностных ориентации, в) общественно полезных навыков — от навыков полноцен¬ного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Вопросная суггестия» з дисципліни «Енциклопедія гіпнозу»