Э. п. — новая комплексная дисциплина, занимающаяся описанием психол. аспектов процесса познания. Она подразделяется на две осн. области исслед. область филос. интересов, связанных с установлением норм или критериев для обоснования требований к знаниям, и область интересов психологии, заключающихся в точном описании когнитивных и др. процессов познания. Вследствие чрезвычайно широкого диапазона и разнородности изучаемых вопросов, вклады ученых и философов в психологию познания носили по существу изолированный характер, без сколько-нибудь существенных попыток их интеграции. Иначе говоря, Э. п. стала ареной сопоставления относительно разрозненных и несогласованных индивидуальных усилий. Наиболее серьезная и последовательная попытка создать концептуальную основу для этой области знаний была предпринята в Институте Пиаже в Женеве, хотя эволюционный подход Дональда Кэмпбелла и концепция эпистемических стилей Ройса также могут претендовать на роль концептуальных основ, обеспечивающих более глубокое понимание проблем Э. п. Несмотря на то что все аспекты познания (или когниции) потенциально значимы, наибольшее внимание со стороны специалистов получили такие процессы, как восприятие (перцепция), мышление, интуиция, символизация, а тж закономерности возрастного развития познавательной деятельности. К важным вкладам в область изучения восприятия можно отнести обоснование Джеймсом Гибсоном теории наивного реализма, аргументы Эгона Брунсвика в защиту вероятностного функционализма, доказательство гештальтистами принципов перцептивной орг-ции, критический анализ Уильямом О'Нейллом теорий восприятия, и работы Д. М. Армстронга и Д. Хэмлина по филос. анализу перцепции. Важными вкладами в понимание роли мышлении в познании стали исследовательская программа Герберта Саймона и Алана Ньюэлла по решению задач и исслед. мышления детей, выполненные под руководством Жана Пиаже и Джерома Брунера. Всесторонние исслед. интуиции были опубликованы Малькольмом Весткоттом и Кеннетом Хэммондом, а наиболее глубокий совр. филос. анализ интуиции дал Майкл Полани, к-рый рассматривает всю эпистемологию как подразумеваемое (не выраженное словами) или интуитивное знание. Хотя символизации посвящено меньше эмпирических исслед., чем другим когнитивным процессам, расширение горизонтов психолингвистики, связанное, в частности, с работами Чарльза Осгуда, привело к исслед. процессов символизации. Важные открытия, касающиеся функций символизма, были сделаны в русле психоаналитической традиции, особенно Карлом Густавом Юнгом, однако наибольшее значение для понимания символизации имеет организмическая теория Хайнца Вернера и Бернарда Каплана, а тж работы Кассирера и Лангера, посвященные психолого-философскому анализу этого вопроса. Наконец, свой вклад в понимание челов. познания вносит психология развития, изучающая, в частности, развитие когнитивных процессов. В этой области доминируют объяснительные принципы и модели мышления, основанные на вкладах Пиаже, в первую очередь, на его теории стадий в когнитивном развитии и его гипотезе о том, эти стадии имеют параллели с общим развитием челов. познания.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Эпистемология психологическая» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»