Ш. л. о. , называемый тж просто 16PF, яв-ся важнейшим технологическим продуктом исслед. самооценочных (self-report) данных, проводившихся под руководством Раймонда Б. Кэттелла на протяжении свыше 30 лет. Эти исслед., на к-рых основан 16PF, включали: а) определение посредством факторного анализа независимых измерений личности на массиве данных оценок поведения; б) формулирование пунктов самооценочного опросника, представляющих эти измерения; в) факторизацию с целью выявления факторов, объединяющих ответы респондентов на эти пункты. За прошедшие 30 лет был разработан целый ряд форм 16PF — для групп с различной языковой культурой (немецкой, французской, японской, испанской и др.), для малообразованных групп и т. д. Пользователям доступно несколько таблиц с различными нормативными данными. Интерпретация факторов опросника основана на рез-тах эмпирических исслед. и практ. использования 16РF в разнообразных соц., клинических, производственных и образовательных условиях. В самых кратких обозначениях, 16PF содержит следующие шкалы (факторы): А: сдержанный — общительный; В: сообразительный — тупой; C: эмоциональный — спокойный; E: уступчивый — напористый; F: серьезный — беспечный; G: неконформный — социализированный; H: робкий — смелый; I: практичный — сентиментальный; L: доверчивый -подозрительный; M: приземленный — склонный к фантазиям (причудам); N: прямолинейный — искушенный; O: безмятежный — озабоченный; Q1: консервативный — экспериментирующий; Q2: конформный — восстающий (оказывающий сопротивление); Q3: недисциплинированный — обязательный; Q4: невозмутимый — напряженный. Обычно факторы A, E, F, H и Q2(-) оказывались основными компонентами фактора второго порядка, представляющего понятия экстраверсии—интроверсии; факторы С(-), L, О и Q4 образуют другой вторичный фактор — тревожность (в противоположность контролю эго); G и Q3 определяют вторичный фактор «хорошее воспитание» (good upbringing), или развитие супер-эго; I и М указывают на такое вторичное измерение, как чувствительность (sensitivity) — жесткость (toughness). Рез-ты ряда исслед. с применением факторного анализа подтверждают эти группировки и интерпретации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Шестнадцатифакторный личностный опросник» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»