Были обнаружены связи гормонов с научением и памятью, мотивацией, настроением и эмоциями, совладающим поведением, агрессией и такими видами адаптивного поведения, как половое, пищевое, питьевое и сон. Эндокринные нарушения, по-видимому, вносят вклад в этиологию нек-рых форм умственной отсталости, недостаточной обучаемости и аффективных расстройств. Гормоны не выступают прямыми причинами поведения. Они влияют на поведение косвенно, действуя на НС, обмен веществ, сенсорные рецепторы, мышцы и неэндокринные (экзокринные) железы. Наиболее важным, безусловно, яв-ся их действие на НС. Ниже приводятся примеры зависимости определенных аспектов поведения от специфических гормонов, в данном случае — половых. Либидо, или половая возбудимость, обнаруживает связь с андрогенным гормоном как у мужчин, так и у женщин. Секреция андрогена имеет место у лиц мужского и женского полов, хотя и в разных количествах. Снижение либидо обычно происходит в случае сокращения или прекращения секреции андрогена. Половые гормоны воздействуют, помимо прочих функций, на сенсорные способности, такие как обоняние и зрение. Когнитивные функции тж могут испытывать на себе влияние гормонов. Эксперим. и клинические данные ясно показывают, что эндокринная система в целом чрезвычайно чувствительна к психол. стимулам и состояниям, таким как эмоции, а тж к нек-рым видам деятельности и опыта, хотя каждая из эндокринных желез обладает разной чувствительностью к таким воздействиям. Дети с эмоциональными нарушениями часто прекращают расти и развиваться нормально. Это происходит в силу того, что эмоциональное нарушение тормозит секрецию гормона роста. Такие дети могут стать карликами, или психосоциальными карликами (psychosocial dwarfs), как их называют в медицине. Гормонально-поведенческие взаимосвязи имеют глубокий и всеобъемлющий характер. Пожалуй, это самые сложные связи в организме, к-рые отражают взаимодействие генетических и средовых факторов. Поэтому исследователи стремятся изучать влияние психол. события на как можно большее число эндокринных реакций или, наоборот, воздействие гормонального события на как можно большее число доступных измерению психол. функций. Важность психоэндокринных исслед. для психобиологии и ряда др. дисциплин, включ. медицину, психиатрию, физиологию, нейроэндокринологию, соц. науки и педагогику, позволяет предсказать, что П. будет занимать все более важное положение среди биоповеденческих наук. Психологу-теоретику П. предоставляет новые возможности для анализа и интерпретации проблемы взаимосвязи мозга и психики.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психоэндокринные связи» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»