О П. принято говорить в случае, когда чел. выполняет то, что ему велят сделать. П. яв-ся т. о., по определению, социально-психологическим понятием, в основе к-рого лежат взаимоотношения между двумя или более лицами, одно из к-рых предписывает определенную линию поведения, а другое или другие ей следуют. Психол. характер П. варьирует в зависимости от характера отношений между подчиненной и начальствующей фигурами. П., однако, более точно относится к открытому акту согласия (compliance). При переходе от одной ситуации к другой, к П. могут побуждать различные психол. процессы. П. может происходить по собственной воле или достигаться путем принуждения. Нередко добровольное П. и принуждение незаметно сосуществуют. В развитых формах соц. жизни принуждение обычно замещается добровольным подчинением законной власти. Т. о., люди оказывают повиновение не просто конкретному чел., а его положению или должности; людям также приходится повиноваться и продуктам власти, таким как светофоры и системы законов. П. обычно опосредуется принятием ролей, к-рые представляют собой взаимосвязанные иерархические элементы и составляют, по терминологии Парсонса, «социальную систему». Социализация. Насаждение П. начинается в самые ранние годы жизни. Рожденный в состоянии биолог. зависимости, ребенок сталкивается с многочисленными требованиями родителей, добивающихся от него больших или меньших уровней дисциплины. Более поздняя фаза социализации в аспекте П. наступает в школе, где дети попадают в институциональную систему власти, в к-рой они научаются подчиняться не только отдельным лицам, но также безличным организационным структурам. Считается, что такое научение является необходимым для полноценного функционирования в тех иерархических системах, к-рые характеризуют соц. мир взрослых. Теории. Фрейд утверждал, что в основе П. лежат либидинальные связи, к-рые образуются между членами группы и ее лидером. Они не являются полностью взаимными, потому что лидер не в состоянии любить всех членов безраздельной и абсолютной любовью. Поскольку выбор членами группы объекта до известной степени блокируется, их либидинальные связи с лидером начинают основываться на более примитивных процессах идентификации. В неофрейдистской трактовке повиновения Э. Фромм придает особое значение взаимодействию психодинамических и социально-исторических факторов. Разрушение ранее предоставлявших покровительство и защиту структур оставляет чел. нового времени в состоянии тревоги и изоляции; в качестве одного из способов решения этой проблемы, люди выбирают бегство в тоталитарное подчинение, отказываясь от свободы с ее возможными опасностями. Новые подходы. С. Милгрэм опубликовал результаты эксперим. исслед., посвященного конфликту между совестью и авторитетом. Цель исслед. заключалась в том, чтобы увидеть, насколько далеко может зайти наивный испытуемый в своем подчинении инструкциям экспериментатора. Результаты эксперимента показали, что бросить вызов авторитету экспериментатора оказалось гораздо труднее, чем это обычно считается. Основным предметом исслед. Милгрэма был набор экспериментальных условий, к-рые проверялись в качестве переменных, усиливающих или ослабляющих П. Наряду с др. выводами, его исслед. позволили установить следующее: а) близость жертвы приводит к уменьшению П.; б) групповые силы, в зависимости от того, поддерживают они или противодействуют командам экспериментатора, могут обусловливать широкую вариацию степени неповиновения; в) алогичность (непоследовательность) властной структуры устраняет всякое П. Т. о., эти исслед. демонстрируют зависимость П. от точной конфигурации факторов в конкретной ситуации. Келман подходит к проблеме деструктивного П. с позиций трехстороннего анализа, концентрируясь на факторах, к-рые устраняют сдерживающие насилие силы. В его системе, санкционирование узаконивает набор деструктивных действий в отношении других; рутинизация сводит эту деструктивную процедуру к набору механических и административных шаблонов, к-рые препятствуют учету моральных соображений; а дегуманизация облегчает действия, направленные против жертвы, благодаря ее обезличиванию. Значение повиновения для об-ва нельзя переоценить; оно яв-ся средством, с помощью к-рого автономно функционирующие индивидуумы объединяются в более крупные системы координации и контроля. Т. о., оно служит ключевым понятием, позволяющим связывать психол. процессы индивидуума с соц. структурами окружающего мира.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Повиновение» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»