П. м. можно определить как процесс, при к-ром некий индивидуум (модель) служит для иллюстрации поведения, к-рое может имитироваться или перениматься на уровне мыслей, аттитюдов или внешнего поведения др. индивидуумом (наблюдателем). Такой моделью может яв-ся реальный чел., герой фильма, лицо, описанное в любом др. носителе информ., например печатном издании, или даже воображаемый персонаж. Когда наблюдатели намеренно используются в качестве своих собственных моделей, этот процесс называется самомоделированием (self-modeling). Практ. приложения П. м. существенно различается как процедурно, так и в своих теорет. основах. Общие принципы А. Бандура, самый знаменитый поборник стратегий П. м., выделил 4 необходимых для успеха элемента: внимание к моделируемым событиям; сохранение в памяти того, что наблюдается; способность воспроизвести моделируемые образцы поведения и мотивацию к их воспроизведению. Характеристики модели также вносят вклад в эффективность самой процедуры. Использование похожих моделей, множественных моделей и демонстрация справляющегося исполнения роли (в противоположность «мастерскому») — все это оказалось факторами, повышающими эффективность П. м. В ряду важнейших факторов также часто упоминается способность наблюдателя «идентифицироваться» с данной моделью. Когда модель оказывается похожей, наблюдатель будет уделять ей больше внимания и демонстрировать большую способность к воспроизведению наблюдаемого поведения. Поскольку при этом первостепенную роль играет само наблюдаемое поведение, поведенческое сходство будет иметь большее значение, чем внешний облик, соц. происхождение и т. п., и модели, демонстрирующие необычное поведение, могут оказываться в большей степени отвлекающими, нежели эффективными. Использование множественных (разнообразных) моделей может улучшать величину эффекта и его генерализацию на др. ситуации. Справляющиеся с трудностями или «борющиеся» модели иногда оказываются более эффективными, чем модели мастерства (которые демонстрируют лишь превосходный или профессиональный уровень исполнения), однако соответствующие исслед. характеризуются смешанными результатами, особенно с учетом того, что модели обладающие более высоким статусом также могут оказываться эффективными. Возможно, лучшим решением здесь будет не выделять статус модели или ее способность достичь успеха в противоположность мастерству исполнения как отдельные самостоятельные факторы, а рассматривать их с т. зр. вклада в привлечение внимания и того, насколько четко они демонстрируют умения, к-рые яв-ся адекватными и отвечающими возможностям данного обучающегося. Характеристики наблюдателя и ситуации также влияют на эффективность П. м. Иногда научению на основе наблюдения необходимо обучать как самостоятельному навыку (напр., страдающих аутизмом детей). Акцентирование положительного последствия или вознаграждения за целевое поведение может повышать эффективность модели. Однако важно отметить, что демонстрация неудач в «моделировании негативных последствий» действует как сдерживающий фактор. Обратное зачастую приводит к трагическим последствиям. В частности, зафиксирована связь между неоднократным показом телевизионных инсценировок подростковых суицидов с последующим увеличением суицидов среди молодежи. П. м. обычно имеет место на одной из начальных стадий цикла научения: исходная информ., моделирование, практика, обратная связь и прямая связь. Оно также может использоваться в качестве изощренного компонента в сложных приложениях теории научения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Поведенческое моделирование» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»