П. с. предполагает наличие у каждого чел. характерного способа восприятия мира. Мысль о том, что люди воспринимают мир разными и, главное, своеобразными способами, выглядит довольно заманчиво. Уже высказывались предположения, что сугубо индивидуальное и отчасти нарушающее законы восприятия использование цвета и формы некоторыми современными художниками основывается на возможных дефектах их зрения, так что каждый такой художник в точности переносит свой субъективный опыт на картину. Однако это предположение трудно доказать, как, впрочем, и др. гипотезы. Действительно ли своеобразие цветовой гаммы и форм у художников определяется особенностями их восприятия в точном смысле слова или здесь сказывается влияние когнитивных факторов, в частности, особенностей интерпретации видимого мира? В какой-то мере, когнитивные стили, имеющие отношение к способу мышления людей, представляются более нейтральным понятием по сравнению с П. с. В добавок ко всему, в этой области исслед. всегда существует проблема получения надежных и повторяемых данных. Что касается маленьких детей, то тут действительно можно утверждать, что они воспринимают мир более глобально и менее дифференцированно, чем взрослые. Об этом можно судить не только по их недостаточно развернутым словесным описаниям, но и по гораздо менее дифференцированным и менее точным паттернам движений глаз и рук (в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности) по сравнению с таковыми у старших детей и взрослых. В 1950-х — 1960-х годах Г. Виткин использовал понятия «поленезависимость» и «полезависимость» для описания индивидуальных различий в результативности выполнения перцептивных задач. Виткин предлагал испытуемым 3 главные задачи: тест замаскированных фигур, тест стержня и рамки и тест наклонной комнаты. Поленезависимые испытуемые могут игнорировать конфликтующую (с целевым объектом) визуальную среду при отыскивании скрытой фигуры (в тесте замаскированных фигур) или определении истинной вертикали (в тестах стержня и рамки и наклонной комнаты). Полезависимые более подвержены влиянию визуальной среды, что приводит к худшим результатам при выполнении теста замаскированных фигур и к опоре на зрительную, а не на гравитационную систему отсчета при выполнении других заданий. Показатели успешности выполнения 3-х этих задач коррелируют между собой. Виткин также показал связь результатов выполнения перцептивных задач с различными измерениями личности. Поленезависимость и полезависимость до сих пор остаются предметом интенсивных исслед. Пожалуй, единственным твердо установленным «перцептивным стилем» яв-ся «стиль незрелости». Дети в меньшей степени способны дифференцировать зрительное поле, чем взрослые. Помимо детей, те же эффекты демонстрируют взрослые с определенными локальными поражениями головного мозга.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перцептивный стиль» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»