П. выражается во влиянии некоторого аспекта предыдущего опыта на последующую деятельность. Когда такое влияние происходит, оно может состоять либо из положительного переноса, к-рый повышает способность к деятельности, либо из отрицательного переноса, к-рый препятствует деятельности. Классический эксперим. план для проверки П. представляет собой процедуру для определения того, будет ли последующая деятельность — и если будет, то каким образом, — испытывать влияние со стороны предыдущей деятельности. Испытуемых из эксперим. группы обучают выполнять некую предваряющую деятельность (а), тогда как испытуемые из контрольной группы такого обучения не проходят. На последующей тестовой фазе измеряется уровень выполнения на другой задаче (В), по к-рому затем сравниваются эксперим. и контрольная группы. Были предложены разнообразные дополнительные способы оценки переноса, позволяющие определять степень происходящего П. Наиболее часто П. наблюдается в моторном и вербальном научении; напр., определенный положительный П. может ожидаться при попытках научиться играть в теннис после овладения игрой в ракетбол (racketball). Отрицательный моторный П. часто дает о себе знать при попытке дать задний ход машиной с прицеленным трейлером. Вербальное научение привлекало к себе больше внимания и исслед. в этой области указывают на то, что перенос включает как специфические, так и неспецифические компоненты. Отрицательный П. возникает, когда некоторый аспект предыдущего опыта действует угнетающе на последующее научение. Так, снижение в выполнении может происходить в тех случаях, когда одинаковые стимулы оказываются связанными с разными реакциями. Отрицательный П. может также приводить к ситуации, в которой желательные реакции оказываются схожими, хотя и различающимися в важных аспектах.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перенос в обучении» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»