Одним из самых ранних достижений новой науки психологии яв-сь объективное измерение умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода факторного анализа, Ч. Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать как композицию генерального фактора (g) общего для любой разумной активности, и специфических факторов (S), уникальных для задач, используемых при измерении интеллекта. Тестовые инструменты, в к-рых применялось понятие общего интеллекта, получили широкое распространение благодаря работам Бине и Симона, а позднее — Тёрмена. Американские психологи, занимающиеся вопросами образовательного и профессионального отбора, нашли понятие общего интеллекта мало полезным для прогнозирования успешности в конкретных видах трудовой деятельности или исполнении др. жизненных ролей. В добавление к этому, исслед. в области переноса умений, приобретенных в процессе обучения, показали, что концепция генерализуемости одномерной способности не оправдывает себя. Усилия исследователей вскоре сосредоточились на иной проблеме: нельзя ли описать челов. способности, используя для этого ограниченный и экономный набор независимых измерений. Начало работам в указанном направлении положила публикация книги Т. Л. Келли Crossroads in the mind of man («Перекрестки человеческого разума»), в к-рой отстаивалась идея измерения групповых факторов (репрезентирующих различные умения), таких как легкость оперирования числами, легкость оперирования вербальным материалом, пространственные отношения, скорость и память. Такого рода усилиям также способствовали успехи в развитии теории и методов факторного анализа, к-рый позволял теперь определять множественные факторы, каждый из к-рых отображал латентный конструкт, представленный набором независимо наблюдаемых переменных. Л. Л. Терстоун, имя к-рого наиболее часто связывают с серьезными достижениями на этом направлении исслед. интеллекта, выражал надежду, что тщательное исслед. связей среди широкого множества оценочных инструментов, разработанных для того, чтобы как можно точнее отобразить данный конструкт, даст ограниченное число измерений, отражающих «строительные блоки разума». Он провел батарею из 56 простых психол. тестов на большом количестве детей из школ Чикаго и применил многофакторный анализ для определения основных измерений. Располагая имеющимися в то время методами, он смог с успехом продемонстрировать, что для объяснения большей части вариации индивидуальных различий в его измерениях достаточно менее 10 латентных конструктов. Поэтому факторы, полученные им в этом исслед., были названы П. у. с. Большинство факторов, идентифицированных Терстоуном, впоследствии были воспроизведены в работах др. исследователей. Наиболее важными факторами, в порядке их вклада в объяснение индивидуальных различий, яв-ся следующие: — Вербальное понимание (Verbal comprehension, V). Этот фактор отображает объем пассивного словарного запаса индивидуума и чаще всего измеряется словарными тестами в формате множественного выбора. — Пространственная ориентация (Space Orientation, S). Способность визуализировать и мысленно вращать абстрактные фигуры в двух- или трехмерном пространстве. Считается, что данная способность необходима для понимания карт и чертежей, а тж при сборке объектов, требующей манипулирования пространственными конфигурациями. Возможно, что этот фактор является комплексным, включающим как визуализацию (зрительное воображение), так и восприятие пространственных отношений. — Индуктивное рассуждение (Inductive Reasoning, R или I). Способность выводить правило или принцип на основе анализа отдельных примеров, требующаяся, вероятно, в большинстве случаев решения задач. Эта способность обычно измеряется с помощью незавершенных рядов цифр или букв, содержащих несколько скрытых закономерностей; испытуемого просят правильно завершить эти ряды. — Числовой (Number, N). Это способность быстро и точно выполнять различные вычислительные операции. Самой простой мерой этой способности является тест проверки сумм в задачах на сложение. — Беглость речи (Word Fluency, W). Этот фактор отображает активный словарный запас индивидуума и обычно измеряется свободным воспроизведением слов в соответствии с каким-либо заданным лексическим правилом. — Ассоциативная память (Associative Memory, M). Проявляется преимущественно в вербальных заданиях, включ. парные ассоц. или заучивание списков. Этот фактор не яв-ся общим фактором памяти, доказательства существования которого не получены до сих пор. — Перцептивная скорость (Perceptual Speed, Р). Эта способность связана со скоростью и точностью идентификации визуальных деталей, сходств и различий. Обычно измеряется с помощью заданий на вычеркивание букв, сравнение чисел или обнаружение простого стимула. Др. организационные структуры для описания множественных способностей были разработаны Г. Томпсоном и Ф. Верноном в Англии и Дж. П. Гилфордом — в США. Система Гилфорда организует когнитивные задачи в виде трехмерной (кубической) иерархии высшего порядка исходя из содержания, продуктов и операций, связанных с каждой задачей, давая в результате таксономию по меньшей мере 120 факторов, многие из к-рых еще предстоит операционально определить. В целях практической реализации своего подхода в сфере образования Терстоуны разработали комплект тестов на нескольких уровнях сложности — от детского сада до средней школы, предназначенный для измерения первых 5 факторов Терстоуна (V, S, R, N и W). Эта батарея была обновлена и пересмотрена Терстоуном в 1962 г. Средства измерения др. факторов можно найти в Kit of factor-referenced tests («Комплект факторно-ориентированных тестов»), созданном Службой тестирования в образовании. Несмотря на то, что работа с тестами П. у. с. в практике школьного обучения в наше время не столь популярна, как раньше, тесты первичных способностей пережили свое возрождение в качестве полезного инструмента для изучения способностей в исслед. развития взрослых. В частности, была разработана специальная расширенная версия тестов Терстоуна, пригодных для работы с пожилыми людьми (STAMAT). Валидность тестов П. у. с. для взрослых изучалась в отношении их связи с мерами практ. интеллекта и субъективного восприятия компетентности, а также с конкретными профессиональными достижениями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Первичные умственные способности» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»