Н. о. ч. — это состояние, при к-ром «уровень чтения оказывается существенно более низким в сравнении с ожидаемым для данного возраста и интеллекта, а тж несоизмеримым с культурным, лингв. и образовательным опытом уч-ся». В этом определении не содержится указаний на конкретный характер вызывающих ее причин. Алексия означает полную неспособность читать; под ней обычно подразумевают утрату способности к чтению в рез-те повреждения или заболевания головного мозга. Дислексия означает частичное (но, как правило, существенное) нарушение способности к чтению. Нек-рые авторы широко используют дислексию в качестве синонима Н. о. ч.; др. подразумевают под ней определенную форму дисфункции ЦНС. Термин «недостаточная обучаемость» одновременно и шире, и уже по сравнению с термином «Н. о. ч.». Его более емкое значение определяется тем, что недостаточная обучаемость может, помимо чтения, относиться к устной речевой экспрессии, пониманию речи на слух, письменной речевой экспрессии или арифметическим вычислениям и математическому рассуждению. Его более узкое значение определяется тем, что он требует существенного расхождения между реальным и потенциальным уровнем достижений и предполагает конституциональную, неврологическую основу. Кроме того, он исключает случаи, являющиеся преимущественно рез-том зрительных, слуховых или моторных нарушений, задержек умственного развития, эмоционального расстройства либо соц., культурных, языковых или экономических неблагоприятных условий. Федеральные нормы, регулирующие классиф. детей как страдающих недостаточной обучаемостью, были опубликованы в Федеральном регистре (Federal Register) 29 декабря 1977 года. Ряд профессиональных орг-ций, выразивших неудовлетворенность этим федеральным определением, предложили следующее определение: «Недостаточная специфическая обучаемость — родовой термин, охватывающий неоднородную по своему составу категорию нарушений, проявляющихся в значительных трудностях в приобретении и использовании слуховых, речевых, письменных, логических или математических умений. Эти нарушения внутренне присущи самому индивидууму и предположительно являются следствием дисфункции ЦНС. Хотя недостаточной обучаемости могут сопутствовать др. препятствующие условия или влияния окружения, она не является рез-том этих условий или влияний». Примерно треть популяции школьников обнаруживает навыки чтения выше среднего уровня, еще одна треть демонстрирует средний уровень и оставшаяся треть — навыки чтения ниже среднего уровня. Составляющие последнюю треть школьники распределяются по следующим категориям: 2—3% уч-ся характеризуется недостаточной обучаемостью; еще 2—3% — задержками умственного развития; около 1% попадает в др. категории, предусматривающие необходимость специального обучения; примерно от 7 до 13% имеют Н. о. ч.; и около 20% характеризуются низкими способностями к обучению (с IQ от 69 до 89), не позволяющими поддерживать учебную деятельность в пределах среднего уровня, но при этом не оказывающимися достаточно низкими для отнесения таких уч-ся к категории, требующей специального обучения. Различия в используемых критериях и обследуемых популяциях препятствуют получению полной и точной информ. о степени распространенности Н. о. ч.. Оценки в различных странах варьируют от 1% (в Японии) до более 22% (в Австрии). Согласно наиболее распространенным оценкам, в США от 10 до 15% детей школьного возраста характеризуются Н. о. ч. (включая детей с недостаточной обучаемостью).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Недостаточная обучаемость чтению» з дисципліни «Психологічна енциклопедія»